ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ     ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА    стр. 38

считал необходимым в своем сочинении "Об
архитектуре" дать описание первобытного
состояния человечества (2, I, I sq.). Поэтов
Вергилия (Georg. I, 133 sq.; Aen. 8, 314 sq.) и
Горация (Satur. I, 3, 99 sq.), астронома Манилия (I,
61) и оратора Цицерона (De orat. I, 36; Sest. 91;
Tusc. I, 62; 5, 5) также волновала эта тема.
Наконец, Сенека в 90-м письме высказывает свое
мнение о теории происхождения культуры у
Посидония. К числу этих позднеэллинистических
свидетельств относится и сообщение Диодора.
Характеризуя modus vivendi первобытных людей,
Диодор отмечает, что "(1) они, вступив в жизнь
беспорядочную и подобную животным, в
одиночку выходили на пастбища (εν ατάκτω και
φηριώδει βίω καφεστωτας σποράσεν επι τας νομας
εξιέναι) и употребляли в пищу пригодную
растительность и плоды дикорастущих деревьев".
Выражения ατακτος, φηριώδης βιος и σποράσεν επι
τας νομας εξιέναι представляют собой
распространенную формулу для характеристики
первобытной жизни человечества, возникшую
задолго до Демокрита72, широко применявшуюся

в    сочинениях    позднеэллинистических

авторов73. Согласно Диодору (I, 8, 2), решающей
внешней причиной возникновения человеческого
общества была угроза нападения диких зверей.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector