ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ     ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА    стр. 42

культуры особое значение придавали категориям
"необходимость" и "потребность" (χρεία =
αναγκαιον), Диодор считает главным принципом,
способствовавшим развитию культуры, "пользу"
(χρεία = συμφέρον). Категории χρεία – συμφέρον –
utilitas как культурообразующие принципы
встречаются в софистической и эпикурейской
литературе, а в позднеэллинистическое время – у
писателей, сохранивших следы влияния
стоических теорий85. Поэтому мы склонны
предположить, что мнение Диодора обязано
своим происхождением влиянию стоической
этики. Во всяком случае это отчасти
подтверждается его заключительной мыслью о
том, что человек как "…живое создание обильно
одарен природой и имеет в качестве помощников
на все случаи жизни руки, язык и
проницательность ума" (I, 8, 9). В этом явно
можно видеть отражение стоического учения о
совершенстве и целесообразности человека как
продукта природы86.

Характеризуя в целом композиционную
структуру VIII главы, некоторые современные
исследователи находят, что в ней отсутствует
единство. В частности, В. Шперри и Т. Коль
противопоставляют первые четыре параграфа, где
говорится о создании человеческого общества и

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector