ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 13

возлияний, а также золотая статуя женщины в 3 локтя высотой (по словам дельфийцев, она
изображает женщину, выпекавшую царю хлеб). Крез пожертвовал также ожерелья и пояса
своей супруги.

52. Эти-то дары Крез послал в Дельфы; Амфиараю же, о деяниях и судьбе которого ему
пришлось слышать, царь посвятил в дар щит целиком из золота и копье, древко и наконечник
которого были также из чистого золота. Эти оба предмета еще и поныне находятся в Фивах в
святилище Аполлона Исмения.

53. Затем Крез повелел лидийцам, отвозившим дары в святилища, вопросить оракулы,
следует ли ему идти войной против персов и искать для этого союзников. По прибытии же в
святилище послы передали приношения и затем вопросили оракул в таких словах: Крез, царь
лидийцев и других народов, считая, что здесь он получил единственно правдивые на свете
прорицания, послал вам эти дары как достойное вознаграждение за то, что вы разгадали его
замысел. Теперь царь спрашивает вас: выступать ли ему в поход на персов и искать ли для
этого союзников. Так вопрошали послы, а оба оракула дали одинаковый ответ и объявили
Крезу: если царь пойдет войной на персов, то сокрушит великое царство. Оракулы также
советовали царю отыскать самый могущественный эллинский город и заключить с ним союз.

54. А Крез, получив прорицания оракулов и узнав их содержание, чрезвычайно обрадовался.
Теперь царь твердо уповал, что сокрушит царство Кира. Затем Крез вновь отправил
посольство в Пифо с дарами всему дельфийскому народу, узнав его численность: каждый
дельфиец получил по 2 золотых статера. За это дельфийцы предоставили Крезу и лидийцам
право первыми вопрошать оракул, свободу от пошлин и налогов и почетные места [на
Пифийских играх] и, кроме того, каждый лидиец получил еще право гражданства в Дельфах
на вечные времена.

55. Одарив дельфийцев, Крез в третий раз обратился к оракулу (ведь царь убедился теперь в
правдивости оракула и стал даже слишком часто вопрошать его). На этот раз Крез спросил,
долго ли будет существовать его держава. Пифия же изрекла ему вот какой ответ:

Коль над мидянами мул царем когда-либо станет,

Ты, нежноногий лидиец, к обильному галькою Герму

Тут-то бежать торопись, не стыдясь малодушным казаться.

56. Когда эти слова сообщили Крезу, царь весьма обрадовался. Он полагал, что никогда,
конечно, вместо человека мул не будет царствовать над мидянами и поэтому власть навсегда
останется в его доме. Затем Крез принялся разыскивать самое могущественное эллинское
племя, чтобы вступить с ним в союз. Из расспросов же царь узнал, что самые выдающиеся из
эллинов – это лакедемоняне и афиняне. Первые – среди дорийского племени, а вторые – среди
ионийского. Это были два наиболее значительных тогда эллинских племени. Так, ионяне
первоначально были пеласгийского происхождеяия, а дорийцы – эллинского. Ионийское
племя никогда не покидало своей земли, дорийское же – очень долго странствовало. Ибо во
времена царя Девкалиона оно обитало в земле Фтиотида, а затем при Доре, сыне Эллина, – у
подошвы Оссы и Олимпа, в области под названием Гистиеотида. После изгнания из
Гистиеотиды кадмейцами дорийцы поселились у Пидна и назывались теперь македнами.
Отсюда это племя снова переселилось в Дриопиду, а оттуда прежде всего в Пелопоннес, где и
приняло имя дорийцев.

57. На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по
теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда были
соседями племени, которое ныне называется до-убийцами, и обитали тогда в стране, теперь
именуемой Фессалиотида), и затем – по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector