ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 34

него потеря владычества по сравнению с тем пиром, когда он, Астиаг, предложил на угощение
ему, Гарпагу, мясо его же сына. За это-то злодеяние он, Астиаг, и стал теперь из царя рабом.
Астиаг же посмотрел на Гарпага и в свою очередь заметил: не приписывает ли Гарпаг себе
деяние Кира. А Г арпаг возразил, что он сам написал Киру об этом, [побуждая его к
восстанию], и потому по справедливости – это его заслуга. Тогда Астиаг стал приводить
доводы в доказательство того, что Гарпаг глупейший и самый негодный человек на свете.
Самый глупый – потому что возложил царский венец на другого, хотя мог бы сам стать царем
(если, действительно, как он уверяет, переворот – дело его рук). Самый же негодный оттого,
что из-за своего пиршества он сделал мидян рабами. Если уж непременно нужно было кого-
нибудь другого облечь царской властью вместо него, Астиага, то справедливее было бы по
крайней мере предоставить эту честь мидянину, а не персу. Отныне же ни в чем не повинные
мидяне стали из господ рабами, а персы – прежние рабы – теперь владыки.

130. Итак, Астиаг после 35-летнего царствования лишился власти. Из-за его жестокости
мидянам пришлось подчиниться персам. Владычество же мидян над Азией по ту сторону
Галиса продолжалось 128 лет, исключая время господства скифов!. Впоследствии мидяне
раскаялись в том, что покорились персам и подняли восстание против Дария. Однако они
потерпели поражение в битве и вынуждены были вновь подчиниться. Персы же, отложившись
при Астиаге от мидян, под предводительством Кира с тех пор владычествовали над Азией.

Кир между тем не причинил Астиагу никакого зла, но держал при себе до самой его кончины.
Такова история рождения, детства и восшествия Кира на престол. Затем Кир победил также и
Креза, который, как я уже сказал, первым напал на него. Так-то после победы над Крезом Кир
стал владыкой Азии.

131. Что до обычаев персов, то я могу сообщить о них вот что. Воздвигать статуи, храмы и
алтари [богам] у персов не принято. Тех же, кто это делает, они считают глупцами, потому,
мне думается, что вовсе не считают богов человекоподобными существами, как это делают
эллины. Так, Зевсуони обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод
называют Зевсом. Совершают они жертвоприношения также солнцу, луне, огню, воде и
ветрам. Первоначально они приносили жертвы только этим одним божествам, затем от
ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту
Милиттой, арабы – Алилат, а персы – Митра).

132. Этим-то богам персы совершают жертвоприношения вот как. Персы не воздвигают
алтарей и не возжигают огня22. Нет у них ни возлияний, ни игры на флейте, как нет и венков,
и жертвенного ячменя. Если кто-нибудь пожелает принести жертву указанным богам, то
приводит жертвенное животное в неоскверненное место и призывает бога, причем чаще
всего украшает свою тиару-миртовыми ветвями. Приносящему жертву не дозволяется
просить о даровании благ только себе одному: он молится за всех персов и за царя, так как и
сам принадлежит к персам. Затем он разрезает жертву на части и варит мясо, а потом
подстилают самую свежую траву (чаще всего – трилистник) и кладет на нее мясо. Тогда
подходит маг с песнопением теогонии!!, как они называют это заклинание. Ведь без мага
совершать жертвоприношение у них не положено. Через некоторое время приносящий жертву
уносит мясо домой и поступает с ним, как ему вздумается.

133. Самым большим праздником у персов признается день рождения каждого человека. В
этот день они считают нужным устраивать более обильное, чем в другие дни, угощение. Люди
богатые тогда подают на стол целиком зажаренного в печи быка, коня, верблюда или даже
осла, а бедные выставляют лишь голову мелкого рогатого скота. Обеденных яств у них

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector