ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 43

Зевса Карийского, принадлежащее мисийцам и лидийцам, так как это родственные карийцам
племена. Ведь, по их преданию, Лид и Мис были братьями Кара. Им-то, [лидийцам и
мисийцам], конечно, и принадлежало святилище, а не племенам другого происхождения, даже
если те и говорили на одном языке с карийцами.

172. Что до кавниев, то они, мне думается,- исконные жители [материка]; сами же они тем
не менее считают себя пришельцами с Крита. Похож ли их язык на карийский или, наоборот,
карийский схож с кавнийским, я не могу это точно решить. По обычаям же они сильно
отличаются не только от карийцев, но и от всех прочих народов. Так, для кавниев самое
высокое удовольствие – это собираться на многолюдные пирушки сверстникам и друзьям,
именно мужчинам, женщинам и детям. Они воздвигли у себя храм чужеземным богам, а затем
раскаялись в этом и решили почитать только отеческих богов. Тогда все кавнии, способные
носить оружие, вооружились: ударяя копьями по воздуху, они шли до калиндийских пределов
и восклицали при этом, что изгоняют чужеземных богов.

173. Таковы [странные] обычаи кавниев. Ликийцы же первоначально пришли из Крита (весь
Крит в древности целиком занимали варвары)!!. Когда на Крите сыновья Европы Сарпедон и
Минос поссорились из-за верховной власти, то в борьбе верх одержал Минос и изгнал
Сарпедона с его приверженцами. Изгнанники прибыли в землю Милиаду в Азии. Страна, где
ныне обитают ликийцы, в древности называлась Милиадой, а жители ее именовались
солимами. Ведь, пока царем изгнанников был Сарпедон, они сохраняли свое имя – термилов,
принесенное с Крита, как еще и поныне соседи называют ликийцев. Когда же к Сарпедону в
страну термилов прибыл из Афин Лик, сын Пандиона, также изгнанный своим братом Эгеем,
то они с течением времени стали называться по его имени ликийцами. Обычаи их частью
критские, частью карийские. Есть, впрочем, у них один особенный обычай, какого не найдешь
больше нигде: они называют себя по матери, а не по отцу. Если кто-нибудь спросит ликийца о
его происхождении, тот назовет имя своей матери и перечислит ее предков по материнской
линии. И если женщина-гражданка сойдется с рабом, то дети ее признаются
свободнорожденными. Напротив, если гражданин – будь он даже самый влиятельный среди
них – возьмет в жены чужестранку или наложницу, то дети не имеют прав гражданства.

174. Итак, карийцы покорились Гарпагу, не покрыв себя славой: ни сами карийцы, ни
эллины, живущие в их стране, при этом не совершили никаких подвигов. Среди других
эллинов живут там и книдяне – поселенцы из Лакедемона. Область книдян простирается до
моря и носит название Триопий. Книдия начинается от части Херсонеса у города Бибасса и
вся окружена морем, кроме незначительной местности. Так, на севере она граничит с заливом
Керамик, на юге – с морем у острова Симы и Родоса. Когда Гарпаг завоевывал Ионию,
книдяне стали прокапывать упомянутую выше узкую полосу земли (шириной почти 5 стадий),
чтобы превратить свою землю в остров. Ведь вся область книдян лежит по эту сторону
полуострова. Как раз там, где конец книдской земли, и находится перешеек, который они
начали прокапывать. И вот, когда множество книдян взялось за работу, оказалось, что рабочие
стали получать ранения на теле, и особенно [повреждения] глаз [от осколков камней], когда
приходилось пробивать скалу. [Ранения эти] указывали на более прямое, явно
сверхъестественное воздействие божества. Тогда книдяне отправили послов в Дельфы
вопросить бога о том, что препятствует им [в работе]. Пифия же, по их словам, изрекла такой
ответ стихами в трехстопном размере:

Не ройте Истма! Стен не воздвигайте!

Зевс создал остров тут, коль только б захотел.

Получив такое прорицание, книдяне прекратили работы, и, когда Г арпаг с войском подошел

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector