ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 49

и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по
реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из
дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые
суда таким же способом. Таковы у них [речные] суда.

195. Одеяние же у вавилонян вот какое. [На теле] вавилонянин носит льняной хитон,
доходящий до ног, а поверх – другой шерстяной. Затем поверх накидывает еще тонкую белую
хланиду. Обувь у них – общепринятая [в этой стране], похожая на беотийских сапоги.
Отпуская длинные волосы, вавилоняне повязывают на голове тюрбаны и все тело умащают
миррой. У всякого вавилонянина есть перстень с печатью и посох искусной работы. На
каждом посохе вырезаны яблоко, роза, лилия, орел или что-либо подобное. Носить посох без
такого изображения у них не принято. Таково внешнее обличье вавилонян, а о нравах и
обычаях их я расскажу вот что.

196. Самый благоразумный обычай, который, как я знаю, бытует также и у иллирийских
энетов, по моему мнению, у них вот какой. Раз в году в каждом селении обычно делали так:
созывали всех девушек, достигших брачного возраста, и собирали в одном месте. Их
обступали толпы юношей, а глашатай заставлял каждую девушку поодиночке вставать и
начиналась продажа невест. Сначала выставляли на продажу самую красивую девушку из
всех. Затем, когда ее продавали за большие деньги, глашатай вызывал другую, следующую
после нее по красоте (девушки же продавались в замужество). Очень богатые вавилонские
женихи наперебой старались набавлять цену и покупали наиболее красивых девушек. Женихи
же из простонародья, которые вовсе не ценили красоту, брали и не красивых девиц и в
придачу деньги. После распродажи самых красивых девушек глашатай велел встать самой
безобразной девушке или калеке и предлагал взять ее в жены за наименьшую сумму денег,
пока ее кто-нибудь не брал с наименьшим приданым. Деньги же выручались от продажи
красивых девушек, и таким образом красавицы выдавали замуж дурнушек и калек. Выдать же
замуж свою дочь за кого хочешь не позволялось, а также нельзя было купленную девушку
уводить домой без поручителя. И только, если поручитель установит, что купивший девушку
действительно желает жить с нею, ее можно было уводить домой. Если же кто не сходился со
своей девушкой, то по закону требовалось возвращать деньги. Впрочем, женихам можно было
являться и из других селений и покупать себе девушек. Этот прекраснейший обычай теперь у
них уже не существует!. Зато недавно они нашли другое средство оградить девиц от обиды и
не допустить увода их на чужбину […] После завоевания страны и разорения ее персами
жители лишились своего имущества, и все простые люди из народа были вынуждены по
бедности заставлять своих дочерей заниматься развратом.

197. Есть у вавилонян еще и другой весьма разумный обычай. Страдающих каким-нибудь
недугом они выносят на рынок (у них ведь нет врачей)!. Прохожие дают больному советы [о
его болезни] (если кто-нибудь из них или сам страдал подобным недугом, или видел его у
другого). Затем прохожие советуют больному и объясняют, как сами они исцелились от
подобного недуга или видели исцеление других!. Молча проходить мимо больного человека
у них запрещено: каждый должен спрашивать, в чем его недуг.

198. Покойников вавилоняне погребают в меду!, и похоронные обряды у них одинаковы с
египетскими. Всякий раз как вавилонянин сходится со своей женой, он садится перед
жертвенным сосудом, воскуряя фимиам; так же поступает и жена. На следующее утро оба они
совершают омовение. Перед этим омовением они не должны прикасаться ни к какому сосуду.
Такой же обычай существует и у арабов!.

199. Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector