ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 65

Фасийским. Ездил я также и на Фасоси нашел там основанное финикиянами святилище
Геракла, которые воздвигли его на своем пути, когда отправились на поиски Европы. И это
было не менее чем за пять поколений до рождения в Элладе Амфитрионова сына Геракла. Эти
наши изыскания ясно показывают, что Геракл – древний бог. Поэтому, как я думаю,
совершенно правильно поступают некоторые эллинские города, воздвигая два храма Гераклу.
В одном храме ему приносят жертвы как бессмертному олимпийцу, а в другом – заупокойные
жертвы как герою.

45. Много ходит в Элладе и других нелепых сказаний. Так, например, вздорным является
сказание о том, как египтяне по прибытии Г еракла в Египет увенчали его венками, а затем в
торжественной процессии повели на заклание в жертву Зевсу. Сначала Геракл не
сопротивлялся, а, когда египтяне хотели уже приступить к закланию его на алтаре, собрался с
силами и перебил всех египтян. По моему же мнению, подобными рассказами эллины только
доказывают свое полное неведение нравов и обычаев египтян. В самом деле, возможно ли,
чтобы люди, которым не дозволено убивать даже домашних животных, кроме свиней, быков,
телят (если только они чисты) и гусей, стали приносить в жертву людей. Притом Геракл
прибыл туда совершенно один и, по их же собственным словам, был только смертным, как же
мог он умертвить такое множество людей? Да помилуют нас боги и герои за то, что мы
столько наговорили о делах божественных!

46. Итак, коз и коров в упомянутых округах египтяне не приносят в жертву и вот почему.
Мендесийцы причисляют к сонму восьми богов также Пана и утверждают, что эти восемь
богов древнее двенадцати. Пишут же художники и высекают скульпторы изображения
Панаподобно эллинам – с козьей головой и козлиными ногами, хотя и не считают, конечно,
такое изображение правильным, полагая, что этот бог имеет такой же вид, как и прочие боги.
Но почему они все-таки изображают его таким, мне трудно сказать. Мендесийцы почитают
всех коз священными, но козлов еще больше, чем коз, и козьи пастухи у них в большом
почете. Одного козла они, однако, особенно чтят, и смерть его всякий раз приносит великое
горе всему Мендесийскому округу. Называется же козел и Пан по-египетски одинаково –
Мендес. В бытность мою в этом округе произошло удивительное событие: козел открыто
сошелся с женщиной. И об этом стало известно всем.

47. Свинью египтяне считают нечистым животным. И если кто-нибудь, проходя мимо,
коснется свиньи, то сразу же идет к реке и в одежде, которая на нем, погружается в воду. Так
же и свинопасам, единственным из всех египтян, несмотря на их египетское происхождение,
не дозволено вступать ни в один египетский храм. Никто не хочет выдавать за них замуж
своих дочерей или брать в жены их девиц, так что они женятся и выходят замуж только между
собой. Прочим богам, кроме Селены и Диониса, египтяне не приносят в жертву свиней, да и
этим богам – только в известное время, а именно в день полнолуния. Затем после
жертвоприношения они вкушают свинину. О том, почему в другие праздники они
пренебрегают свиньями, а в этот приносят их в жертву, у египтян существует сказание.
Я знаю
это сказание, но не считаю благопристойным его рассказывать. Жертвоприношения же свиней
Селене совершаются вот как. После заклания свиньи жрец кладет рядом кончик хвоста,
селезенку и сальник и покрывает их всем жиром из брюшины животного. Затем все это
сжигают на огне. Остальное мясо съедают еще в день полнолуния, когда приносят жертву.

В другой день уже больше никто не станет есть свинины. Бедняки же по скудости средств [к
жизни] вылепливают фигурки свиней из пшеничного теста, пекут их и приносят в жертву.

48. Каждый египтянин закалывает в честь Диониса вечером накануне праздника поросенка
перед дверьми своего дома и затем отдает его свинопасу, который продал ему поросенка. В

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector