ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 66

остальном египтяне справляют праздник в честь Диониса почти совершенно так же, как и в
Элладе (за исключением хоров). Только вместо фаллосов они придумали носить другой
символ – куклы-статуэтки в локоть величиной, приводимые в движение с помощью шнурков.
Эти куклы с опускающимся и поднимающимся членом женщины носят по селениям, причем
этот член почти такой же величины, как и все тело куклы. Впереди шествует флейтист, а за
ним следуют женщины, воспевая Диониса. А почему член куклы так велик и отчего это
единственно подвижная часть тела куклы, об этом существует священное сказание.

49. По-моему же, этот праздник был небезызвестен Меламподу209, сыну Амифеона, а даже,
напротив, хорошо знаком. Ведь именно Мелампод познакомил эллинов с именем Диониса, с
его праздником и фаллическими шествиями. Конечно, он посвятил их не во все подробности
культа Диониса, и только мудрецы, прибывшие впоследствии, полнее разъяснили им
[значение культа]. Впрочем, фаллос, который носят на праздничном шествии в честь Диониса,
ввел уже Мелампод, и от него у эллинов пошел этот обычай. Я же того мнения, что Мелампод,
этот мудрый человек, [не от богов] приобрел свой пророческий дар, а обязан им самому себе.
Он услышал об этом египетском обычае и ввел в Элладе среди прочих обычаев также и
служение Дионису с незначительными изменениями. Поэтому, мне думается, что совпадение
обрядов служения этому богу в Египте и у эллинов вряд ли случайно. Ведь тогда эти обряды
более соответствовали бы эллинским нравам и не появились бы так поздно. Я не могу себе
представить также, чтобы египтяне могли заимствовать этот или какой-либо иной обычай от
эллинов. Скорее всего, думается мне, Мелампод познакомился с египетским служением
Дионису через тирийца Кадма и его спутников, прибывших с ним из Финикии в страну,
которая теперь называется БеотиейШ

50. Вообще почти все имена эллинских богов происходят из Египта. А то, что эти имена
варварского происхождения, как я полагаю, скорее всего, – египетского, это я точно установил
из расспросов. Ведь, кроме Посейдона, Диоскуров (о чем я заметил выше)2И, Геры, Гестии,
Фемиды, Харит и Нереид, имена всех прочих эллинских богов издревле были известны
египтянам. Я повторяю лишь утверждение самих египтян. А прочие боги, имена которых,
по словам египтян, им неизвестны, получили свои имена, как я думаю, от пеласгов, кроме
Посейдона, который происходит из Ливии. Ведь первоначально ни один народ не знал имени
Посейдона, кроме ливийцев, которые издревле почитали этого бога. Однако у египтян нет
обычая почитать героев.

51. Эти и еще много других обычаев, о которых я также упомяну, эллины заимствовали у
египтян. Напротив, обычай изображать Гермеса с напряженным членом, эллины восприняли
не от египтян, а от пеласгов. Первым эллинским племенем, перенявшим этот обычай, были
афиняне, а от них переняли уже все остальные. Ведь в то время, когда афиняне уже считались
эллинами, пеласги поселились в Аттической земле, почему с тех пор и население Аттики
также стало считаться эллинским. Всякий, кто посвящен в тайное служение Кабиров,
совершаемое на Самофракии и заимствованное от пеласгов, тот поймет меня. Ведь
Самофракию прежде населяли те пеласги, которые впоследствии поселились среди афинян, и
от них-то самофракийцы переняли эти таинства. Итак, афиняне первыми из эллинов стали
делать изображение Гермеса с прямо стоящим членом и научились этому от пеласгов. А у
пеласгов было об атом некое священное сказание, которое открывается в Самофракийских
мистериях.

52. В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения богам,
вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали еще имен
богов. Имя же боги [иеог] пеласги дали им потому, что боги установили [иуте (;] мировой

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector