ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 67

порядок и распределили все блага по своей воле. Только спустя долгое время они узнали из
Египта имена всех прочих богов (кроме имени Диониса, с которым познакомились гораздо
позднее). Потом они вопросили об этих именах оракул в Додоне(ведь это прорицалище
считается древнейшим в Элладе и в то же время было единственным). Так вот, когда пеласги
вопросили оракул в Додоне, следует ли им принять имена богов от варваров, оракул дал
утвердительный ответ. С этого-то времени пеласги стали при жертвоприношениях
употреблять эти имена богов. А от пеласгов впоследствии их переняли эллины.

53. О родословной отдельных богов, от века ли они существовали, и о том, какой образ
имеет тот или иной бог, эллины кое-что узнали, так сказать, только со вчерашнего и с
позавчерашнего дня. Ведь Гесиод и Гомер, по моему мнению, жили не раньше, как лет за 400
до меняН. Они-то впервые и установили для эллинов родословную богов, дали имена и
прозвища, разделили между ними почести и круг деятельности и описали их образы. Поэты,
которые, как говорят, старше этих людей, по-моему, родились уже после нихИ. То, что я
сообщил здесь в предшествующих главах, я слышал от жриц в Додоне, последний же мой
рассказ о Гесиоде и Гомере – мое собственное утверждение.

54. О прорицалищах в Элладе и о ливийском оракуле рассказывают в Египте вот что. Жрецы
Зевса в Фивах рассказывали мне, что две женщины, жрицы из Фив, были увезены
финикиянами и одна из них, как узнали, была продана в Ливию, а другая – в Элладу. Эти-то
женщины и положили основание первым оракулам у упомянутых народов. На мой вопрос,
откуда у них такие точные сведения, жрецы отвечали, что они тщательно разыскивали этих
женщин, но, правда, безуспешно, а впоследствии узнали то, что и рассказали мне. Так мне
передавали фиванские жрецы.

55. А жрицы в Додоне сообщили вот что. Две черные голубки однажды улетели из
египетских Фив, одна – в Ливию, а другая к ним в Додону. Сев на дуб, голубка человеческим
голосом приказала воздвигнуть здесь прорицалище Зевса. Додонцы поняли это как волю
божества и исполнили ее. Голубка же, прилетевшая в Ливию, как говорят, приказала основать
там прорицалище Аммона. И это также – оракул Зевса. Это мне рассказывали додонские
жрицы. Старшую из них звали Промения, среднюю Тимарета, а младшую Никандра. И другие
люди из До доны, из числа храмовых служителей, подтвердили мне их рассказ.

56. Мое собственное мнение об этом вот какое. Если финикияне действительно похитили тех
женщин из храма и одну продали в Ливию, а другую в Элладу, то, по-моему, эта последняя
прибыла в Феспротию в Элладе (тогда Эллада называлась еще Пеласгией). Здесь в плену,
будучи рабыней, она основала под мощным дубом святилище Зевса, так как она, естественно,
помнила о Зевсе также и на чужбине, куда приехала, будучи служительницей его храма в
Фивах. Когда она научилась затем эллинскому языку, то устроила прорицалище и рассказала,
что ее сестру продали в Ливию те же самые финикияне, которые продали и ее.

57. Голубками же, как я думаю, додонцы называли этих женщин потому, что те были из
чужой страны и, казалось, щебетали по-птичьи. Когда затем голубка заговорила
человеческим голосом, то это значит, что они теперь стали понимать женщину. Пока же она
говорила на чужом языке, им казалось, что она щебечет по-птичьи. Действительно, как же
может голубка говорить человеческим языком! Когда же они называют голубку черной, то
этим указывают на то, что женщина была египтянкой.

58. Способ прорицания в египетских ФивахПи в Додоне почти одинаков. Искусство
предсказания по жертвенным животным пришло в Элладу также из Египта. Затем египтяне
прежде всех ввели у себя всенародные празднества и торжественные шествия, а от них уже
[все это] заимствовали эллины. Доказательство этого в том, что эти египетские празднества,

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector