ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 68

очевидно, введены давно, эллинские же, напротив, установлены недавно.

59. Всенародные празднества египтяне справляют не один раз в году, а весьма часто. Чаще
же всего и с наибольшей охотой египтяне собираются в городе Бубастисе на праздник в честь
Артемиды и затем в Бусирисе в честь Исиды. Ведь в этом городе находится самый большой
храм Исиды. Расположен же этот город в середине египетской Дельты (Исида – это египетское
имя Деметры). Третье празднество бывает в городе Саисе в честь Афины, четвертое – в

Гелиополе в честь Гелиоса, пятое – в городе Буто в честь Латоны, шестое – в Папремисе в
честь Ареса.

60. Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и
мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в
руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах.
Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к
какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают
трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над
ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в
каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с
пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше,
чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700.000
людей обоего пола, кроме детей.

61. Таково празднество в Бубастисе. О празднике же Исиды в городе Бусирисе я уже
рассказал вышео. После жертвоприношения все присутствующие мужчины и женщины –
много десятков тысяч – бьют себя в грудь в знак печали. А кого они оплакивают, мне не
дозволено говорить. Карийцы же, живущие в Египте, при этом заходят еще дальше египтян:
они наносят себе раны ножами на лбу; по этому-то узнают, что они чужеземцы, а не египтяне.

62. Когда египтяне собираются на праздник в Саисе, то все в ночь [после
жертвоприношения] возжигают множество светильников и ставят их вокруг домов.
Светильники же эти – мелкие сосуды, наполненные солью и маслом, на поверхности которых
плавает светильня. Светильники горят целую ночь, и праздник этот называется праздником
возжигания светильников. Даже те египтяне, кто не участвует в саисском торжестве,
соблюдают этот праздник: все возжигают в ночь после жертвоприношения светильники, так
что возжигание их происходит не только в Саисе, но и по всему Египту. А почему этой
ночью возжигают свет и так торжественно справляют [праздник], об этом говорится в
священном сказании.

63. В Гелиополь и Буто египтяне собираются только для жертвоприношений. А в Папремисе
приносят жертвы и совершают священнодействия так же, как и в других местах. Всякий раз,
когда солнце склоняется к западу, лишь немногие жрецы хлопочут около статуи бога,
большинство же с деревянными дубинками становится при входе в святилище. Против них
стоит толпой больше тысячи богомольцев, выполняющих обет (также с деревянными
дубинками). Статую же бога в деревянном позолоченном ковчеге в виде храма переносят
ночью в канун праздника в новый священный покой. Несколько жрецов, оставшихся у статуи
бога, влечет на четырехколесной повозке ковчег со статуей бога. Другие же жрецы, стоящие
перед вратами в преддверии храма, не пропускают их. Тогда богомольцы, связавшие себя
обетом, заступаются за бога и бьют жрецов, которые [в свою очередь] дают им отпор.
Начинается жестокая драка на дубинках, в которой они разбивают друг другу головы, и
многие даже, как я думаю, умирают от ран23. Египтяне, правда, утверждают, что смертных
случаев при этом не бывает. Произошло же это празднество, по словам местных жителей, вот

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector