ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 77

в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах.
Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от
воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие,
с курчавыми волосами. Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы
такого же вида. Гораздо более зато основательны следующие доводы. Только три народа на
земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы. Финикияне же и
сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян. А
сирийцы, живущие на реках Фермодонтеи Парфении, и их соседи-макроны говорят, что
лишь недавно переняли обрезание у египтян. Это ведь единственные народы, совершающие
обрезание, и все они, очевидно, подражают этому обычаю египтян. Что до самих египтян и
эфиопов, то я не могу сказать, кто из них и у кого заимствовал этот обычай. Ведь он,
очевидно, очень древний. А то что [финикияне и сирийцы] переняли этот обычай вследствие
торговых сношений с Египтом, этому есть вот какое важное доказательство. Все финикияне,
которые общаются с Элладой, уже больше не подражают египтянам и не обрезают своих детей.

105. Назову еще одну черту сходства колхов с египтянами. Только они одни да египтяне
изготовляют полотно одинаковым способом. Так же и весь образ жизни, и язык у них похожи.
У эллинов, правда, колхидское полотно называется сардонским, а привозимое из Египта –
египетским.

106. Что до столпов, которые воздвигал египетский царь Сесострис в [покоренных] землях,
то большей части их уже не существует. Но все же мне самому пришлось еще видеть в Сирии
Палестинской несколько столпов с упомянутыми надписями и с женскими половыми
органами. И в Ионии также есть два высеченных на скале рельефных изображения этого
царя7Ь одно – на пути из Эфеса в Фокею, а другое – из Сард в Смирну. В том и другом месте
это рельефное изображение мужчины-воина в 412 локтя высотой; в правой руке он держит
копье, а в левой лук. Соответственно и остальное вооружение египетское и эфиопское. На
груди у него от одного плеча до другого вырезана надпись священными египетскими
письменами, гласящая: Я завоевал эту землю моими плечами. Кто этот воин и откуда, он,
правда, здесь не объясняет, но зато в другом месте называет себя. Впрочем, иные, видевшие
эти рельефы, считают их изображениями Мемнона. Но тут они далеки от истины.

107. Когда этот египетский царь Сесострис на обратном пути, как рассказывают жрецы, с
множеством пленников из покоренных стран прибыл в Дафны у Пелусия, то брат его,
которому царь поручил управление Египтом, пригласил Сесостриса с сыновьями на пир, а дом
снаружи обложил дровами. А, обложив дом дровами, он поджег его. Когда Сесострис заметил
огонь, то тотчас же обратился за советом к супруге (она ведь сопровождала царя в походе). А
та посоветовала взять двоих из шести сыновей и положить в виде моста над огнем, самим же
перейти по их телам и спастись. Сесострис так и сделал, и двое его сыновей сгорели,
остальным же вместе с отцом удалось спастись222.

108. Возвратившись в Египет, Сесострис отомстил своему брату и заставил множество
приведенных с собою пленников работать вот на каких работах. Они должны были
перетаскивать огромные камни, которые при этом царе были приготовлены для
[строительства] святилища Гефеста, и рыть все каналы, существующие и поныне в Египте. И
таким образом они, не помышляя о том, сделали эту страну неудобной для езды верхом и на
повозках221. Ведь с этого времени по всему Египту, хотя он и представляет собой равнину,
нельзя проехать ни верхом, ни на повозке. Причиной этому множество каналов, пересекающих
страну в разных направлениях. А перерезал каналами свою страну этот царь вот ради чего. Все
жители Египта, города которых лежали не на реке, а внутри страны, как только река

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector