ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 88

Так они проходили по порядку, начиная от статуи скончавшегося последним жреца, пока не
показали все статуи. И вот, когда Гекатей сослался на свою родословную и в шестнадцатом
колене возводил ее к богу, они противопоставили ему свои родословные расчеты и оспаривали
происхождение человека от бога. Противопоставляли же они свои расчеты вот как. Каждая из
этих вот колоссальных статуй, говорили они, это – пиромис! сын пиромиса, пока не
показали ему одну за другой 345 колоссальных статуй (и всегда пиромис происходил от
пиромиса), но не возводили их происхождения ни к богу, ни к герою. Пиромис же по-
эллински означает прекрасный и благородный человек.

144. Так вот, такими и были все эти люди, статуи которых там стояли, а вовсе не богами.
Правда, до этих людей в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми, и один
из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Осириса,
которого эллины зовут Аполлоном. Низложив Тифона, он стал подлинным царем-богом в
Египте. А Осирис – по-эллински Дионис.

145. У эллинов самыми младшими из богов считаются Геракл, Дионис и Пан. У египтян же,
напротив, Пан – самый древний бог, один из сонма так называемых восьмипервых богов. А
Геракл принадлежит к сонму двенадцати так называемых вторых богов, Дионис – к третьему
сонму, который произошел от этих двенадцати богов. Сколько лет, по словам египтян, прошло
от Геракла до царя Амасиса, я уже упомянул вышеА От Пана, по их расчетам, прошло еще
больше времени, от Диониса же гораздо меньше, хотя все-таки до царя Амасиса – 15000 лет. И
это, как утверждают египтяне, они знают точно, так как всегда вычисляют и записывают года
[царей и верховных жрецов]. Напротив, от Диониса, которого считают сыном Семелы, дочери
Кадма, до нашего времени протекло самое большее 1600 лет, от Геракла, сына Алкмены, –
около 900 лет, а от Пана, сына Пенелопы (эллины ведь считают Пана сыном Гермеса и
Пенелопы), прошло до сегодняшнего дня еще меньше лет, чем от Троянской войны, – только
800 лет.

146. Итак [что касается Диониса и Пана], то из этих двух сказаний о них всякий волен
принимать то, какое ему кажется более вероятным. Мое же собственное мнение о
происхождении эллинских богов я уже высказал. Действительно, если бы Дионис, сын
Семелы, и Пан, сын Пенелопы, так же как и Г еракл, сын Амфитриона, стали знаменитыми
героями и жили в Элладе, тогда и о них, так же как и о Геракле, можно было бы сказать, что
они были простыми смертными людьми и носили лишь имена более древних богов. Однако
эллины рассказывают, что Зевс тотчас же после рождения зашил Диониса в свое бедро и отнес
на Ни су, что в Эфиопии выше Египта; и о Пане они не могут вообще ничего сказать: куда он
попал после рождения. Поэтому я убежден, что оба эти бога стали известны эллинам гораздо
позднее других богов, а время, когда эллины узнали этих богов, они приняли за время их
рождения.

147. Все это мне сообщили сами египтяне. Теперь же я буду продолжать историю этой
страны, как мне передавали (кроме египтян) другие ее жители и согласно с ними египтяне.
Прибавлю к этому и виденное мною собственными глазами. После освобождения Египта [от
эфиопов] и правления Гефестова жреца египтяне (они ведь не могли жить без царей)
разделили весь Египет на двенадцать частей и поставили двенадцать царейо. Эти цари
породнились между собою путем браков и заключили договор [в том, чтобы] не свергать друг
друга и не отнимать земли, но жить всегда в дружбе. Причина же заключения этого договора,
который они твердо соблюдали, была вот какая. Дано им было тотчас же по достижении
власти предсказание оракула: кто из них совершит возлияние из медной чаши в святилище
Гефеста, тот станет царем над всем Египтом. Поэтому цари обыкновенно собирались во все

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector