Главная / Библиотека / ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 136

ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 136

стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той
золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на
благо Скифу).

11. Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так.
Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной
силой, скифы перешли Араке и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная
скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов
киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского
войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но
победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с
таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать
родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали
подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя;
цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством
вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной
земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение,
киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в
братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там
можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие
скифы завладели безлюдной страной.

12. И теперь еще в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские
переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский
Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров
там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за
киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно
двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от
Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны. Это
последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.

13. Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, в своей эпической поэме сообщает,
как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают
аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие золото грифы, а еще выше за ними

– гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с
соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их
страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под
напором скифов покинули свою родину. Таким образом, рассказ Аристея не сходен со
сказаниями скифов об этих странах.

14. Откуда происходил сочинитель этой поэмы Аристей, я уже сказал. Теперь сообщу также
и то, что мне довелось слышать о нем в Проконнесе и Кизике. Как передают, Аристей был
родом из самых знатных граждан Проконнеса. Однажды он пришел в сукновальную
мастерскую и там умер. Валяльщик запер свою мастерскую и пошел сообщить родственникам
усопшего. По городу между тем уже пошла молва о смерти Аристея, но какой-то кизикенец из
города Артаки оспаривал эту весть. По его словам, он встретил Аристея на пути в Кизик, и сам
говорил с ним. Кизикенец настойчиво утверждал, что он прав. Родственники усопшего пошли
между тем в сукновальню со всем необходимым для погребения. Но когда они открыли двери
дома, то там не оказалось Аристея ни мертвого, ни живого. Через семь лет Аристей, однако,
снова появился в Проконнесе и сложил свою эпическую поэму, которая теперь у эллинов

Предыдущая Начало Следующая  
Adblock
detector