Главная / Библиотека / ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 145

ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 145

задушена, обдирают шкуру и приступают к варке мяса.

61. Так как в Скифии чрезвычайно мало леса, то для варки мяса скифы придумали вот что.
Ободрав шкуру жертвенного животного, они очищают кости от мяса и затем бросают в котлы
местного изделия90(если они под рукой). Котлы эти очень похожи на лесбосские сосуды для
смешения вина, но только гораздо больше. Заложив мясо в котлы, поджигают кости жертв и
на них производят варку. Если же у них нет такого котла, тогда все мясо кладут в желудки
животных, подливают воды и снизу поджигают кости. Кости отлично горят, а в желудках
свободно вмещается очищенное от костей мясо. Таким образом, бык сам себя варит, как и
другие жертвенные животные. Когда мясо сварится, то приносящий жертву посвящает
божеству часть мяса и внутренностей и бросает их перед собой на землю. В жертву приносят
также и других домашних животных, в особенности же коней.

62. Таким-то образом и таких животных они приносят в жертву прочим богам. Аресу же
совершают жертвоприношения следующим образом. В каждой скифской области по округам
воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на
пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена
четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды
сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста
возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир
Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше,
чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем
способом, как скот, а по иному обряду. Головы пленников сначала окропляют вином, и
жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею
меч. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых
жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем, после заклания других
животных, оканчивают обряд и удаляются. Рука же остается лежать там, где она упала, а труп
жертвы лежит отдельно.

63. Таковы обряды при жертвоприношениях у скифов. Свиней они не приносят в жертву и
вообще не хотят разводить этих животных в своей стране.

64. Военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет его
кровь!. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только
принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе – нет. Кожу с головы сдирают
следующим образом: на голове делают кругом надрез около ушей, затем хватают за волосы и
вытряхивают голову из кожи22. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут ее
руками. Выделанной кожей скифский воин пользуется, как полотенцем для рук, привязывает к
уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот
считается самым доблестным мужем. Иные даже делают из содранной кожи плащи, сшивая
их, как козьи шкуры. Другие из содранной вместе с ногтями с правой руки вражеских трупов
кожи изготовляют чехлы для своих колчанов. Человеческая кожа, действительно, толста и
блестяща и блестит ярче почти всякой иной. Многие скифы, наконец, сдирают всю кожу с
вражеского трупа, натягивают ее на доски и затем возят ее с собой на конях.

65. Таковы военные обычаи скифов. С головами же врагов (но не всех, а только самых
лютых) они поступают так. Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают. Бедняк
обтягивает череп только снаружи сыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им.
Богатые же люди сперва обтягивают череп снаружи сыромятной кожей, а затем еще
покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чашиз. Так скифы поступают даже с
черепами своих родственников (если поссорятся с ними и когда перед судом царя один

Предыдущая Начало Следующая  
Adblock
detector