Главная / Библиотека / ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 147

ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 147

куда привозят тело царя, при этом поступают так же, как и царские скифы. Они отрезают
кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке,
расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами. Затем отсюда везут покойника
на повозке в другую область своего царства. Сопровождают тело те, к кому оно было
привезено раньше. После объезда всех областей они снова прибывают в Герры к племенам,
живущим в самых отдаленных пределах страны, и к царским могилам. Там тело на
соломенных подстилках опускают в могилу, по обеим сторонам втыкают в землю копья, а
сверху настилают доски и покрывают их камышовыми циновками. В остальном обширном
пространстве могилы погребают одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а также
виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, коней, первенцев всяких других
домашних животных, а также кладут золотые чаши (серебряных и медных сосудов скифы для
этого вовсе не употребляют). После этого все вместе насыпают над могилой большой холм,
причем наперерыв стараются сделать его как можно выше.

72. Спустя год они вновь совершают такие погребальные обряды: из остальных слуг
покойного царя выбирают самых усердных (все они коренные скифы: ведь всякий, кому царь
прикажет, должен ему служить; купленных же за деньги рабов у царя не бывает). Итак, они
умерщвляют 50 человек из слуг удушением (также 50 самых красивых коней), извлекают из
трупов внутренности, чрево очищают и наполняют отрубями, а затем зашивают. Потом на
двух деревянных стойках укрепляют половину колесного обода выпуклостью вниз, а другую
половину – на двух других столбах. Таким образом они вколачивают много деревянных стоек
и ободьев; затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю длину туловища до самой шеи,
поднимают на ободья. На передних ободьях держатся плечи лошадей, а задние подпирают
животы у бедер. Передние и задние ноги коней свешиваются вниз, не доставая до земли.
Потом коням надевают уздечки с удилами, затем натягивают уздечки и привязывают их к
колышкам. Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в тело
каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи. Торчащий из тела нижний
конец кола вставляют в отверстие, просверленное в другом коле, проткнутом сквозь туловище
коня. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходят!!.

73. Так скифы погребают своих царей. Когда же умирают все прочие скифы, то ближайшие
родственники кладут тело на повозку и возят по всей округе к друзьям. Все друзья принимают
покойника и устраивают сопровождающим угощение, причем подносят и покойнику отведать
тех же яств, что и остальным. Простых людей возят таким образом по округе сорок дней, а
затем предают погребению. После похорон скифы очищают себя следующим образом: сперва
умащают и затем промывают голову, а тело [очищают паровой баней], поступая так:
устанавливают три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивают их
затем шерстяным войлоком; потом стягивают войлок как можно плотнее и бросают в чан,
поставленный посреди юрты, раскаленные докрасна камни.

74. В Скифской земле произрастает конопля – растение, очень похожее на лен, но гораздо
толще и крупнее. Этим конопля значительно превосходит лен. Ее там разводят, но встречается
и дикорастущая конопля. Фракийцы изготовляют из конопли даже одежды, настолько
похожие на льняные, что человек, не особенно хорошо разбирающийся, даже не отличит –
льняные ли они или из конопли. А кто никогда не видел конопляной ткани, тот примет ее за
льняную.

75. Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на
раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская
паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от

Предыдущая Начало Следующая  
Adblock
detector