ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 148

удовольствия. Это парение служит им вместо бани, так как водой они вовсе не моются.
Скифские женщины растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана,
подливая воды. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От
этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смывают намазанный
слой, оно становится даже чистым и блестит.

76. Скифы, как и другие народы, также упорно избегают чужеземных обычаев, притом они
сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских. Это ясно показала
судьба Анахарсиса и потом Скила. Анахарсис повидал много стран и выказал там свою
великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через
Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли
праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой
здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и
учредит в ее честь всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно
отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся
покрыта густым лесом разной породы деревьев). Так вот, Анахарсис отправился туда и
совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом
Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны. Какой-то скиф
подглядел за совершением этих обрядов и донес царю Савлию. Царь сам прибыл на место и,
как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И
поныне еще скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он
побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи. Анахарсис, как я узнал от Тимна, опекуна
Ариапифа, был дядей по отцу скифского царя Иданфирса, сыном Гнура, внуком Лика и
правнуком Спаргапифа. Если Анахарсис действительно происходил из этого царского дома, то
да будет известно, что умертвил его родной брат. Ведь Иданфирс был сыном Савлия, а Савлий
и был убийцей Анахарсиса.

77. Я слышал, впрочем, от пелопоннесцев и другой рассказ. Анахарсиса отправил в Элладу
скифский царь в ученье к эллинам. По возвращении на родину Анахарсис сказал царю, что все
эллины, кроме лакедемонян, стараются все узнать и стать мудрыми. Однако только с
лакедемонянами можно вести разумную беседу. Рассказ этот, впрочем, – вздорная выдумка
самих эллинов; во всяком случае, Анахарсис погиб, как рассказано мною выше.

78. Так несчастливо окончил свою жизнь этот человек за то, что принял чужеземные обычаи
и общался с эллинами. Много лет спустя Скилу, сыну Ариапифа, пришлось испытать
подобную же участь. У Ариапифа, царя скифов, кроме других детей, был еще сын Скил. Он
родился от матери-истриянки, а вовсе не от скифской женщины. Мать научила его говорить и
писать по-эллински. Впоследствии через некоторое время Ариапифа коварно умертвил
Спаргапиф, царь агафирсов, и престол по наследству перешел к Скилу вместе с одной из жен
покойного отца, по имени Опия. Это была скифская женщина, от Ариапифа у нее был сын
Орик. Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил образа жизни этого народа. В силу
полученного им воспитания царь был гораздо более склонен к эллинским обычаям и поступал,
например, так: когда царю приходилось вступать с войском в пределы города борисфенитов
(эти борисфениты сами себя называют милетянами), он оставлял свиту перед городскими
воротами, а сам один входил в город и приказывал запирать городские ворота. Затем Скил
снимал свое скифское платье и облачался в эллинскую одежду. В этом наряде царь ходил по
рыночной площади без телохранителей и других спутников (ворота же охранялись, чтобы
никто из скифов не увидел царя в таком наряде). Царь же не только придерживался эллинских
обычаев, но даже совершал жертвоприношения по обрядам эллинов. Месяц или даже больше

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector