ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 158

вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы.
Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы
или нет. Но до тех пор, пока нам не заблагорассудится, мы не вступим в бой с вами. Это
сказал] о сражении. Владыками же моими я признаю только Зевса и Гестию, царицу скифов.
Тебе же вместо даров – земли и воды – я пошлю другие дары, которых ты заслуживаешь. А за
то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне еще дорого заплатишь!. Таков был ответ
скифов.

128. С этим сообщением глашатай отправился к Дарию. Цари же скифов, услышав слово
рабство, пришли в негодование. Они послали часть войска, в которой находились савроматы
под начальством Скопасиса, для переговоров с ионянами, которые охраняли мост через Истр.
Остальные решили не завлекать дальше персов, а нападать на них, когда те выходили на
поиски пищи. Выполняя это решение, скифы подстерегали воинов Дария, когда те добывали
себе пищу. Скифская конница постоянно обращала в бегство вражескую конницу. Бегущие
персидские всадники нападали на своих же пехотинцев, которые являлись к ним на помощь.
Тогда скифы, отбив нападение конницы, поворачивали назад из страха перед пехотинцами.
Подобные же нападения скифы производили и по ночам.

129. Теперь я расскажу о весьма удивительном явлении, которое благоприятствовало персам
и мешало скифам при их нападениях на стан Дария, именно о реве ослов и о виде мулов. Ведь,
как я уже раньше заметил, во всей Скифской земле из-за холодов вообще не водятся ослы и
мулы. Поэтому-то ослиный рев приводил в смятение скифскую конницу. Нередко во время
нападения на персов скифские кони, заслышав ослиный рев, в испуге поворачивали назад: в
изумлении они поднимали уши, так как никогда прежде не слыхивали таких звуков и не
видывали подобной породы животных. Впрочем, это обстоятельство лишь короткое время
помогало персам на войне.

130. Скифы же, замечая замешательство персов, поступали следующим образом, стараясь
как можно дольше удержать персов в своей стране и терзая их нуждой и лишением всего
необходимого. Скифы оставляли часть своих стад вместе с пастухами, а сами уходили в
другое место. Персы же приходили, захватывали скот, каждый раз при этом гордясь своей
удачей.

131. Это повторялось часто, пока, в конце концов, Дарий не оказался в затруднительном
положении. Скифские цари, проведав об этом, отправили к Дарию глашатая с дарами, послав
ему птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти дары, но
тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. По его
словам, если персы достаточно умны, должны сами понять значение этих даров.

132. Услышав это, персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть
и приносят ему [в знак покорности] землю и воду, так как-де мышь живет в земле, питаясь, как
и человек, ее плодами; лягушка обитает в воде, птица же больше всего похожа [по быстроте]
на коня, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Такое мнение
высказал Дарий. Против этого выступил Гобрий (один из семи мужей, которые низвергли
мага). Он объяснял смысл даров так: Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или как
мыши не зароетесь в землю, или как лягушки не поскачете в болото, то не вернетесь назад,
пораженные этими стрелами.

133. Так персы стремились разгадать значение даров. Между тем один отряд скифов, прежде
стоявший на страже у Меотийского озера, отправился к Истру для переговоров с ионянами.
Придя к мосту [на Истре], скифы обратились к ионянам с такими словами: Ионяне! Мы
принесли вам свободу, если вы только пожелаете нас выслушать. Мы узнали, что Дарий

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector