ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 184

Армении, а вторая – из Матиены. Четвертая же река называется Гинд. Ее Кир в свое время
разделил на 360 каналов. Затем путь идет [через эти проходы] в страну Киссию, где на
расстоянии 4212 парасангов находится 11 стоянок до реки Хоаспа, которая также судоходна.
На ней лежит город Сусы. Всех этих стоянок от Сард до Сус 111 и столько же постоялых
дворов.

53. Если этот царский путь правильно измерен парасангами и если 1 парасанг равен 30
стадиям (что так и есть на самом деле), то из Сард до царского дворца в Сусах (по имени
Мемнония) 13 500 стадий, так как путь составляет 450 парасангов. Если считать на каждый
день по 150 стадий, то на весь путь придется как раз 90 дней.

54. Таким образом, Аристагор из Милета совершенно правильно указал лакедемонянину
Клеомену, что до царской столицы надо идти три месяца. Если же кто пожелает точнее узнать
продолжительность пути, то я могу и это сообщить: следует добавить к этому еще путь от
Эфеса до Сард. И действительно, все расстояние от берегов Эллинского моря до Сус, которые
называются также Мемноновым градом, – 14 040 стадий. Ведь от Эфеса до Сард 540 стадий, и
поэтому трехмесячный путь удлиняется на три дня1.

55. Между тем, покинув Спарту, Аристагор прибыл в Афины, которые тогда только что
освободились от тиранов, именно вот каким образом. Гиппарха, сына Писистрата и брата
тирана Гиппия, убили Аристогитон и Гармодий по происхождению Гефиреи (Гиппарху ясно
предвозвестило его участь сновидение). После его смерти тирания в Афинах продолжала
существовать еще четыре года и была не менее, а скорее даже более жестокой, чем прежде.

56. А сновидение Гиппарха было вот какое. В ночь перед Панафинейским праздником
предстал Г иппарху во сне статный и красивый человек и обратился к нему с такими
загадочными словами:

Сердцем, о лев, терпеливым терпи нестерпимую муку.

Рок справедливою карою всех нечестивцев карает.

На следующее утро Гиппарх сообщил (как доподлинно известно) об этом сне
снотолкователям. А затем, не обратив больше внимания на сновидение, устроил
торжественное шествие, где и нашел себе смерть.

57. Гефиреи же, к которым принадлежали убийцы Гиппарха, по их собственным словам,
пришли первоначально из Эретрии. А, как я узнал из расспросов, они были [по
происхождению] финикиянами, прибывшими вместе с Кадмом в землю, теперь называемую
Беотией. Здесь они поселились, получив по жребию Танагрскую область. Отсюда кадмейцев
сначала изгнали аргосцы, а этих Гефиреев затем изгнали беотийцы, и они пришли в Афины.
Афиняне же приняли их .в число граждан на известных условиях, наложив на них много
ограничений, не стоящих упоминания.

58. А финикияне эти, прибывшие в Элладу с Кадмом (среди них были и упомянутые
Г ефиреи), поселились в этой земле и принесли эллинам много наук и искусств и, между
прочим, письменность, ранее, как я думаю, неизвестную эллинамо. Первоначально у
кадмейцев письмена были те же, что и у остальных финикиян. Впоследствии же вместе с
изменением языка постепенно изменилась и форма букв. В то время из эллинских племен
соседями их были в большинстве областей ионяне. Они переняли от финикиян письменность,
изменили также по-своему немного форму букв и назвали письмена финикийскими (что было
совершенно справедливо, так как финикияне принесли их в Элладу)!. Ионяне также
издревле называют книги кожами, потому что при отсутствии папируса они писали на козьих
и овечьих шкурах2. Еще и поныне многие варварские народности пишут на таких шкурах!.

59. И мне самому пришлось видеть в святилище Аполлона Исмения в беотийских Фивах

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector