ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 189

сначала пошли войной на Халкиду. Беотийцы же выступили на помощь халкидянам к Еврипу.
Заметив идущих на помощь беотийцев, афиняне решили прежде напасть на них, чем на
халкидян. Афиняне вступили в сражение с беотийцами и одержали полную победу: множество
врагов они перебили и 700 человек взяли в плен. Еще в тот же самый день афиняне
переправились на Евбею, напали на халкидян и также одолели их. После победы они оставили
4000 клерухов-поселенцев на земле гиппоботов (гиппоботами назывались халкидские богачи)
Пленных халкидян вместе с беотийскими пленниками афиняне также бросили в оковах в
темницу. Через некоторое время пленники, правда, были отпущены за выкуп в 2 мины. Оковы
же, которыми они были связаны, афиняне повесили на акрополе. Оковы эти находились там
еще и до моего времени и висели на стене, опаленной пожаром [в войне] с мидянами, против
святилища на западной стороне. На десятую часть выкупа [за пленников] афиняне посвятили
богине медную четверку коней. Она стоит сразу налево при входе в пропилеи на акрополе.
Надпись на ней гласит:

Рать беотян и халкидян совместную мы укротили,

Гордых афинян сыны, подвигом бранным своим.

Мрачной темницей и цепью железной их буйство смирили

И десятину Палладе сих посвятили коней.

78. Итак, могущество Афин возрастало. Ясно, что равноправие для народа не только в одном
отношении, но и вообще – драгоценное достояние. Ведь, пока афиняне были под властью
тиранов, они не могли одолеть на войне ни одного из своих соседей. А теперь, освободившись
от тирании, они заняли безусловно первенствующее положение. Поэтому, очевидно, под
гнетом тиранов афиняне не желали сражаться как рабы, работающие на своего господина;
теперь же после освобождения каждый стал стремиться к собственному благополучию.

79. Так обстояли дела у афинян. Фиванцы же после этого отправили послов в Дельфы
вопросить оракул об отмщении афинянам. А Пифия ответила: одним им не удастся отомстить
афинянам, и приказала фиванцам созвать собрание, полное шума, и просить о помощи
ближайших соседей. По возвращении послы созвали народное собрание и сообщили
изречение оракула. Узнав от послов, что им следует обратиться за помощью к ближайшим
соседям, фиванцы сказали: Разве не ближайшие наши соседи танагрийцы, коронейцы и
феспийцы? Они всегда ведь охотно сражаются на нашей стороне и помогают нам. Почему же
нам нужно еще просить их об этом? Нет, нужно думать, что смысл изречения оракула
иной!.

80. Во время обсуждения [в собрании] один из слушателей сказал: Мне думается, я
понимаю, что имеет в виду наше изречение оракула. Как гласит сказание, у Асопабыло две
дочери – Фива и Эгина. Они были сестрами, и поэтому, я полагаю, бог советует нам просить
помощи у эгинцев Так как никто, по-видимому, не мог дать лучшего совета, то фиванцы
тотчас же отправили на Эгину послов, согласно изречению оракула, просить о помощи
эгинцев как своих ближайших [родственников]. На просьбу фиванцев эгинцы обещали
прислать им помощниками Эакидов.

81. Когда же фиванцы в союзе с Эакидами пытались напасть на афинян и потерпели тяжкое
поражение, то снова отправили послов на Эгину: они отказываются от помощи Эакидов и
просят о помощи людьми. Тогда эгинцы, кичась своим великим богатством, вспомнили о
стародавней своей вражде к Афинам и по просьбе фиванцев начали теперь без объявления
войну с афинянами. Ведь в то время как афиняне теснили беотийцев, эгинцы переправились на
военных кораблях в Аттику и опустошили Фал ер и много других мест на побережье. Этим они
и нанесли великий урон афинянам.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector