ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 210

повелела поставить царями обоих младенцев, но старшему оказывать больше почета. Так
повелела Пифия, а лакедемоняне все еще были в затруднении, как определить, кто из
младенцев старший. Тогда один мессенец, по имени Панит, дал им совет. Посоветовал же этот
Панит лакедемонянам вот что: они должны подсмотреть, которого младенца мать будет
сначала мыть и кормить; и если они увидят, что мать всегда поступает одинаково, то узнают,
что хотят узнать. Если же и сама мать будет колебаться и поступать то так, то эдак, то ясно,
что она сама знает не больше их, и тогда следует попробовать другой способ. По совету
мессенца лакедемоняне стали наблюдать за матерью детей Аристодема и увидели, что она
всегда отдает предпочтение старшему, когда кормит и обмывает детей. При этом мать не
знала, ради чего за ней наблюдают. Тогда спартанцы взяли от матери младенца, которому она
отдавала предпочтение как старшему, чтобы воспитывать его на общественный счет. Назвали
же его Еврисфеном, а младшего Проклом. Когда мальчики подросли, то, по преданию, хотя и
были братьями, всю жизнь враждовали между собой. И эта вражда продолжалась в их
потомстве.

53. Это сказание передают лакедемоняне – и только они одни из всех эллинов. А вот что я
утверждаю, согласно общеэллинскому преданию. Этих дорийских царей, вплоть до Персея,
эллины правильно считают и изображают эллинами. Ведь уже тогда [со времен Персея] их род
причисляли к эллинам.
Я сказал вплоть до Персея и не восхожу дальше, потому что имя
смертного отца Персея неизвестно (как, например, у Г еракла [имя смертного отца] было
Амфитрион). Поэтому я совершенно правильно сказал выше [о царях] вплоть до Персея.
Если же перечислить по порядку каждого предка Данаи, дочери Акрисия, то, конечно, вожди
дорийцев окажутся настоящими египтянами.

54. Такова родословная спартанских царей по сказаниям эллиновП. Напротив, согласно
персидскому преданию, не только предки Персея, но и сам Персей еще был ассирийцем и стал
эллином. Предки же Акрисия поэтому вовсе не состояли ни в каком родстве с Персеем, но
были, как это подтверждает и эллинское предание, египтянами. Но об этом довольно.

55. А почему эти египтяне и за какие подвиги получили царскую власть над дорийцами, я
рассказывать не буду, так как об этом уже говорили другие писатели я хочу сообщить
лишь то, о чем они не упоминали.

56. Особые же почести и права спартанцы предоставили своим царям вот какие: обе
жреческие должности – Зевса Лакедемонского и Зевса Ураниями даже право вести войну с
любой страной. Ни один спартанец не смеет им противодействовать, в противном же случае
подлежит проклятию. В битве цари выступают впереди и последними покидают поле
сражения. Сотня отборных воинов служит им в походе телохранителями. Жертвенных
животных цари могут брать с собой в поход сколько угодно: от каждой жертвы они получают
шкуру и спинную часть мяса. Таковы особые преимущества царей во время войны.

57. В мирное же время царям полагаются следующие [особые] преимущества. Во время
жертвоприношений от имени общины цари восседают на первом месте на жертвенном
пиршестве; по сравнению с остальными участниками им первым подносят угощение и в
двойном количестве. При возлиянии царям полагается первый кубок и шкура жертвенного
животного. В первый и седьмой дни начала месяца обоим царям община доставляет отборное
животное (для жертвоприношения в святилище Аполлона)!, а затем лаконский медимн
ячменной муки и лаконскую четверть вина. На всех состязаниях царям принадлежат особые
почетные места. Им поручено назначать проксенамилюбого из граждан и выбирать по два
пифия (пифиями называются послы в Дельфы, которые обедают вместе с царями на

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector