ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 256

сторону склонятся афиняне. Но так как афиняне выбрали свободу Эллады, то они вселили
мужество к сопротивлению всем остальным эллинам, поскольку те еще не перешли на сторону
мидян, и с помощью богов обратили царя в бегство. Не могли устрашить афинян даже грозные
изречения дельфийского оракула и побудить их покинуть Элладу на произвол судьбы. Они
спокойно стояли и мужественно ждали нападения врага на их землю.

140. Афиняне ведь отправили послов в Дельфы вопросить оракул. После обычных обрядов в
священном участке послы вступили в святилище и там воссели. Пифия по имени
Аристоника изрекла им следующий оракул:

Что ж вы сидите, глупцы? Бегите к земному пределу,

Домы покинув и главы высокие круглого града.

Не устоит ни глава, ни тело пред гибелью страшной,

И ни стопа, и ни длань, и ничто иное средь града
Не уцелеет. Но все истребится, и град сей погубит
Огнь и жестокий Арей, что стремит колесницу сириян.

Много и прочих твердынь – не только твою он погубит…

Ныне кумиры бессмертных стоят, уже пот источая.

В страхе трепещут они, а кровли их храмов

Черною кровью струят – в предвестие бед неизбывных…

Но выходите из храма и скорбию душу излейте.

141. Такой ответ оракула глубоко опечалил афинских послов. И вот, когда они уже впали в
отчаяние от возвещенных им бедствий, некто Тимон, сын Андробула, один из самых
уважаемых людей в Дельфах, посоветовал им вернуться в святилище с оливковыми ветвями и
еще раз вопросить оракул уже в качестве умоляющих бога о защите. Афиняне так и
поступили и обратились к богу с такими словами: Владыка! Ради этих вот оливковых ветвей,
которые мы принесли, изреки нам более милостивое прорицание о нашем родном городе,
иначе мы не уйдем из святилища, но пребудем здесь до конца наших дней. На это
прорицательница изрекла им вторично вот что:

Гнев Олимпийца смягчить не в силах Афина Паллада,

Как ни склоняй она Зевса – мольбами иль хитрым советом.

Все ж изреку тебе вновь адамантовой крепости слово:

Если даже поля меж скалою Кекропавысокой
И Киферона долиной святой добычею вражеской станут,

Лишь деревянные стены дает Зевес Тритогенее
Несокрушимо стоять во спасенье тебе и потомкам.

Конных спокойно не жди ты полков или рати пехотной
Мощно от суши грядущей, но тыл обращая,

Все ж отступай: ведь время придет и померишься силой!

Остров божественный, о Саламин, сыновей своих жен ты погубишь
В пору ль посева Деметры даров, порою ли знойною жатвы.

142. Это изречение оракула послы записали, так как оно казалось им (да и действительно
было) более милостивым, чем первое, и затем возвратились в Афины. По прибытии они
объявили ответ оракула народному собранию. Афиняне старались разгадать смысл изречения,
и по этому поводу, между прочим, высказывались главным образом два таких
противоположных мнения: некоторые старики утверждали, что акрополь останется невредим,
так как в древние времена афинский кремль был огражден плетеной изгородью из терновника.
Они считали поэтому, что выражение деревянная стенаотносится к этой ограде. Другие

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector