ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 338

59. . Рассказ о предостережении Крезу мудрого Санданиса возник среди состоятельных
слоев местного населения. В греческих рассказах предостережения Крезу делались
греческими мудрецами – Солоном, Биантом или Питтаком (ср. I 27, 32). Политический смысл
рассказа: нападение нелепо, если нападающий находится на вершине материального
благополучия (ср.: А. И. Доватур. Стиль, с. 141).

60. . См. выше I 73, примеч. 9.

61. . Это солнечное затмение произошло 28 мая 5854 г. до н.э. Геродот же взял другое
затмение, именно 30 сентября 610 г., и поэтому отодвинул на 25 лет смерть Гигеса и включил
в число исторических фактов свидания Креза с Солоном, Питтаком и Алкмеоном (В. В.
Струве. Этюды, с. 98). Таким образом, неправильная датировка событий в Малой Азии и
Греции VII – VI вв. до н.э. обусловлена не субъективными религиозно-моральными
воззрениями Геродота, а неправильной датировкой предсказанного Фалесом солнечного
затмения (В. В. Струве. Этюды, с. 100).

62. . Описание похода Креза на каппадокийских сирийцев показывает, что Крез думал
только об экспансии на Черноморское побережье. Но так как каппадокиицы были подвластны
Киру, то дело дошло до войны с Киром.

63. . Ядром лидийского войска была прекрасная конница.

64. . Упоминание р. Гилла позволяет думать, что решительная битва произошла не при
Сардах, а к северу от Магнесии.

65. . Город Сарды не был обнесен стенами. Персы осаждали только городской кремль
(акрополь).

66. . Рассказ о льве Мелеса – местный лидийский; к нему добавлен персидский рассказ,
героем которого был мард Гиреад (см.: А. И. Доватур. Стиль, с. 85). Лев – геральдическое
животное Сард (быть может, древний тотем), изображается на лидийских монетах. Он был
атрибутом божества – хранителя Сард.

67. . Взятие Сард персами произошло в 546 г. до н.э. Рассказ об этом заимствован из
персидской традиции (А. И. Доватур. Стиль, с. 92).

68. . Сожжение Креза на костре – это скорее самосожжение. Крез приносит себя в жертву
богу солнца Аполлону, который затем тушит костер. Вместе с Крезом возведены на костер
дважды семь юношей (семь – священное число). На древних вазах сохранилось
изображение Креза, сидящего на костре и приносящего жертвы.

69. . Вмешательство божественных сил в ход исторических событий – довольно частый
мотив у Г еродота.

70. . Судьба (Рок) и кара богов за преступления привлекаются для объяснения широкого

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector