ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ    стр. 377

670. . Подобные депортации целых народностей практиковались властителями Вавилона,
Ассирии и Персии (ср. так называемое Вавилонское пленение). Возможно, что Дарию
пришла мысль переселить часть ионян в Финикию.

671. . Гистией мог опираться на недовольные Дарием элементы в Малой Азии. Персидские
заговорщики, вероятно, принадлежали к числу сторонников устраненного Дарием сатрапа
Орета (ср. III 120, 126, 128).

672. . Уничтожение Аристагором тирании в Милете послужило сигналом к низвержению
тиранов в ряде ионийских городов и установлению так называемого народного правления.
Тирания как демократическая диктатура была переходной властью. Как только власть
аристократии была сокрушена, то городские элементы стали воспринимать тиранию как
пережиток, метающий развитию рабовладения, свободного торгового оборота и
демократических учреждений (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 116).

673. . Т.е. Гимей и сатрапы II (лидийской) и III (фригийской) сатрапий Артафрен и Отан (ср.
выше, V 122, 123).

674. . В собрании в Панионии (на п-ове Микале) участвовали только представители
восставших городов. Города, оставшиеся верными персам, не прислали делегатов. Во главе
восстания стояли и демократические партии в городах, представляющие интересы торгово
ремесленных кругов, заинтересованных в торговле с Понтом и в сбыте туда ремесленных
изделии.

675. . См. выше, V 37.

676. . В подлиннике аууо(хоашг (блажь, тупое упрямство).

677. . Геродот описывает здесь самый важный маневр античной военно-морской тактики. Он
был изобретен фокейцами и затем воспринят другими греческими городами. Нападающий
корабль должен был пройти между двумя вражескими кораблями так, чтобы сломать им весла
и лишить их маневренности. В образовавшийся прорыв входили затем другие корабли и
охватывали вражеский флот с тыла. Воины с корабля, проходя мимо вражеских кораблей,
осыпали их градом стрел и камней, чтобы воспрепятствовать контрманевру. Подобная тактика
требовала молниеносного исполнения приказа командой нападающего корабля и предполагала
долгую тренировку. Против этого-то и протестовали экипажи кораблей и воины.

678. . Они предпочли, как и самосцы, снова принять изгнанных тиранов. Геродот –
поклонник Самоса делает все возможное, чтобы обелить Самос и династию Поликратидов: он
оправдывает даже измену самосских стратегов в битве при Ладе и жестокости персов на
острове (ср.: С. Я. Лурье. Геродот, стр. 94-95).

679. . Хиосцы удачно провели в битве маневр, которому их обучил фокеец Дионисий.

680. . Город Эфес не примкнул к восстанию. Геродот пытается ссылкой на праздничную
процессию в честь Деметры (Фесмофории) оправдать позорное поведение эфесцев по

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector