ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1227

25. Детали рассказа о суде над Цезоном Квинкцием вызывали по тем или иным причинам сомнение в его достоверности.

26. Желая осудить Цезона в его отсутствие.

27. См. примеч. 41 к кн. II.

28. Следующее далее повествование о заговоре Гердония отмечено влиянием описаний заговора Катилины (63 г. до н.э.) у Цицерона и Саллюстия, некоторые детали и мотивы характерны для более поздних времен. Само событие, видимо, не вымышлено. Высказывалось предположение, что рассказ о нем может восходить к семейным преданиям рода Мамилиев (см.: III, 18, 2; 29, 6; ср. также: I, 49, 9), игравшего заметную роль в политической жизни Рима в III в. до н.э.

29. Цифра эта вряд ли заслуживает доверия.

30. Ср.: Саллюстий. Заговор Катилины, 35, 5.

31. Ср.: Саллюстий. Заговор Катилины, 26, 5.

32. Ср.: Саллюстий. Заговор Катилины, 36, 2 и 32, 1.

33. См.: примеч. 114 к кн. II.

34. Юпитер, Юнона Царица и Минерва составляли так называемую Капитолийскую троицу, почитавшуюся в Капитолийском храме.

35. См.: I, 11, 6, 12, 10.

36. Публий Валерий, сын Волеза (I, 58, 6), впоследствии прозванный Публиколой (II, 8, 1).

37. Пенаты частные – боги-хранители дома; общественные – боги-хранители государства. Так же назывались изображения этих богов – главные святыни дома и государства.

38. Тускул входил в Латинский союз и в 493 г. до н.э. подписал Кассиев договор (см. примеч. 76 к кн. II).

39. Вероятно, Ливий имеет в виду, что рабы были распяты, а свободные обезглавлены. Однако хотя провинившихся рабов в Риме действительно распинали, первые случаи казни на кресте были засвидетельствованы во время Пунических войн (возможно, в 217 г. до н.э.), т.е. были заимствованы у карфагенян.

40. Ср.: II, 16, 7; 33, 11. Четверть асса (квадрант) – в более позднее время мелкая монета.

41. Маны – боги загробного мира, связанные с душой умершего.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector