Главная / Библиотека / ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1233

ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1233

хранились и почитались в знатных семьях.

105. Тибур, один из древнейших городов Лация, был расположен примерно в 27 км к северо-востоку от Рима, на обоих берегах реки Аниен. В течение долгого времени Тибур принимал римских изгнанников. Был одним вз ведущих членов Латинского союза. В IV в. до н.э. совместно с пренестинцами вел против Рима многочисленные войны.

106. См.: III, 39, 3.

107. О Фламиниевом луге см.: примеч. 91. Почитание Аполлона пришло в Рим очень рано (по-видимому и через этрусков, и непосредственно от греков). Поскольку это был чужеземный культ, место для него было найдено вне померия (см.: примеч. 138 к кн. I) за Карментальскими воротами на Марсовом поле: здесь находилось древнейшее святилище. В храме, построенном тут позднее – в 431 г. до н.э. (или в расположенном неподалеку храме Беллоны – см. примеч. 71 к кн. X), впоследствии происходили те заседания сената, которые приходилось проводить за пределами померия (обычно такие заседания были нужны, чтобы принять решение о триумфе, так как полководец, притязавший на триумф, не имел права до торжества входить в город). Заседание, о котором рассказывает здесь Ливий, тоже происходило, как он считает, на традиционном месте.

108. Они были консулами в 454 г. Обращает на себя внимание кооптация патрициев в коллегию народных трибунов, куда они выбраны быть не могли.

109. Первое упоминание о квесторах как хранителях казначейства (эрария) при храме Сатурна; там хранились и знамена (как священные предметы).

110. На Латинской дороге. О милевых камнях см.: примеч. 33 к кн. II.

111. Мятежи против римской власти.

112. Грозившего им, если бы знамена остались у врага.

1. Закон Канулея (445 г. до н.э.) был реакцией плебса на запрет смешанных браков. Согласно традиции, закон, запрещающий браки между патрициями и плебеями, был записан на одной из двух добавочных таблиц, принятых второй коллегией децемвиров. См.: Цицерон. О государстве, II,63: «Ибо децемвиры, прибавив две таблицы несправедливых законов, бесчеловечным законом воспретили браки между плебеями и „отцами”, хотя обыкновенно разрешаются даже браки с иноземцами (закон этот впоследствии был отменен Канулеевым плебисцитом)» (пер. В.О. Горенштейна). Борьба плебеев за принятие Канулеева закона имела и более широкое значение: они и тут отстаивали свое достоинство римских граждан (ср.: IV, 4, 8, 12).

2. Не совсем ясно, каким «родовым правам» могли угрожать такие смешанные браки. «Родовые права» детей, рожденных в законном браке, включая право наследования, определялись только родством по отцовской линии. Сын «следовал отцу», на что и указано в речи, вложенной Ливием в уста Канулея (см.: IV, 4, 11).

Предыдущая Начало Следующая  
Adblock
detector