ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1247

установлены размеры жалованья, выплачиваемого всадникам.

27. Это были первые публичные лектистернии (от лат. lectus – «ложе» и sternere – «стлать»): в храмах выставлялись изображения богов на ложах, а перед ними столы с угощениями. Обращает на себя внимание, что все «угощаемые» боги были греческие или отождествленные с греческими. Все население Рима восемь дней праздновало, участвуя в культе этих богов. Обычай умилостивлять богов такими «пирами» при всенародных бедствиях прижился в Риме (ср.: VII, 2, 2 – 364 г. до н.э.; VII, 27, 1 – 399 г.; VIII, 25, 1 – 326 г. и т.д.).

28. Латона почиталась как мать Аполлона и Дианы (Артемиды).

29. Нептун (италийское водное божество, отождествленное с греческим Посейдоном) и Меркурий упомянуты вместе, видимо, как покровители морской торговли; Геркулес тоже считался покровителем торговли и к тому же был связан с сельскохозяйственными культами, так что эти боги могли умилостивляться как «кормильцы». Аполлон был богом-целителем (в 431 г. до н.э. был освящен храм, поставленный ему по обету во время чумы). Латона и Диана почитались вместе с Аполлоном.

30. Описание празднества, сопровождавшего лектистернии, заимствовано Ливием у Пизона (фрагм. 25 Р.). В нем сочетаются черты греческие и римские, как впрочем и в самом обряде. Насколько достоверны детали этого описания и случайны ли упоминания о последующих лектистерниях (см.: примеч. 27) не сопровождаются подобными описаниями, сказать трудно. Но о тяготении римлян к новым для них (хотя и не лишенным традиционных элементов) культам и обрядам Ливий не раз сообщает и в дальнейшем.

31. О гаруспиках см.: примеч. 102 к кн. I.

32. Ср.: Цицерон. О провидении, I, 100; II, 69; Плутарх. Камилл, 4.

33. О спуске вод из Альбанского озера см.: примеч. 40.

34. Тарквинии – один из древнейших городов Этрурии. Окончательно потерял независимость в III в. до н.э.

35. Ср.: III, 10, 1.

36. Должностные лица, при избрании которых были допущены какие-либо погрешности в обрядах или не были приняты во внимание дурные знамения, считались «избранными огрешно». Все совершенные ими священнодействия считались не имеющими силы. Латинские торжества (feriae Latinae) проводились на Альбанской горе и были связаны с культом Юпитера Латиариса, покровителя Латинского союза. В них участвовали все города, входившие в союз. День Латинских торжеств объявлялся римскими консулами сразу же по вступлении в консульство. Они же руководили всей церемонией (эта роль была унаследована Римом от Альбы). Здесь собирались магистраты латинских городов, приносились жертвы (главная – белый бык), все участники вкушали жертвенное мясо и молились за римский народ (игры были добавлены к ритуалу в позднейшие времена).

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector