ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1262

80. Согласно традиции, тускуланцы не выступали против римлян со времени битвы при Регилльском озере в 496 г. до н.э.

81. Тога – «мирная» одежда гражданина. Ср. знаменитое полустишие Цицерона (из утраченной поэмы «О своем консульстве»): “Cedant arma togae” – «Пусть оружие уступит место тоге» (Цицерон, Об обязанностях, I, 77).

82. В оригинале здесь игра слов: hospitaliter-hostiliter.

83. Ср.: Сенека. Письма, VI, 5: «Люди лучше верят глазам, чем ушам»; Плавт. Грубиян, 490: «Больше значит один свидетель видевший, чем десять слышавших»; Гораций. Наука поэзии, 180 сл.: «То, что дошло через слух, всегда волнует слабее, / Нежели то, что зорким глазам предстает необманно / И достигает души без помощи слов посторонних» (пер. М.Л. Гаспарова).

84. См.: V, 31, 6.

85. См. выше: 1, 11 и примеч. 8—11.

86. Ср. выше: 2, 3 и примеч. 13 и 14.

87. Битва на Габийской дороге («у восьмого камня») произошла в 390 г. на следующий день после попытки галлов захватить Капитолий (см.: V, 49, 6). Всякий раз Ливий подчеркивает, что никто из врагов не вернулся домой с вестью об исходе сражения (см.: примеч. 126 к кн. V).

88. По Фесту (498L.), Тит Квинкций, диктатор, посвятил Юпитеру золотой венец весом в два и одну треть фунта и оставил в храме надпись, где говорилось, что за девять дней он взял столько же городов и еще десятый – Пренесту. О статуе, вывезенной из Пренесты, нигде более не упоминается. Цитируемая Ливием надпись, возможно, представляет собой сатурнийский стих.

89. Видимо, реминисценция из «Энеиды» Вергилия (X, 756—757): «…с обеих сторон убивали равно и валились / Мужи…»

90. Речь идет о реставрации стен, частично разрушенных во время войны с галлами.

91. Эти слова могут быть отнесены к вольскам вообще, но не специально к антийцам.

92. О Матери Матуте см.: примеч. 42 к кн. V. Культ ее был распространен в Центральной Италии.

93. Он был отцом трех Фабиев, отправленных в 391 г. до н.э. послами к галлам и нарушивших право народов, приняв участие в битве (см.: V, 35—36).

94. В кн. XXXIX (15, 1) Ливий упоминает об обычае продолжительных молебствий перед началом голосования в комициях. Плиний Младший в «Панегирике» (63, 3) говорит, что

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector