ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1265

курульными, их должность была более почетна, но плебеи почти тут же получили доступ и к ней (см.: VII, 1, 1—6).

1. О понятии «новый человек» см.: примеч. 110 к кн. IV.

2. См.: примеч. 122 и 124 к кн. VI.

3. Где происходили выборы должностных лиц (см. примеч. 11 к кн. II).

4. См.: примеч. 6 к кн. III.

5. См.: примеч. 3 к кн. II.

6. Речь идет о Камилле, который, согласно Плутарху (Камилл, 63), умер «в столь преклонном возрасте, какого удается достигнуть немногим».

7. О первом лектистернии (399 г. до н.э.) см.: V, 13, 5—6 и примеч. 27 к кн. V. Когда был второй, у Ливия не сказано. Может быть, в 392 г. до н.э. по случаю «голода и мора» (ср.: V, 31, 5)?

8. Рассказывая об учреждении сценических игр, Ливий, возможно, использует сочинение Луция Цинция Алимента – римского историка конца III в. до н.э. Один из ранних анналистов, он, как и его предшественник Фабий Пиктор, писал по-гречески. Свидетельства о сочинениях Цинция сохранены главным образом у Феста, Авла Геллия и Макробия. См. также: VII, 3, 7 и примеч. 19.

9. Валерий Максим (II, 4, 4) пишет, что танцы этих «игрецов» (ludiones) были заимствованы из Этрурии, а этруски, пришедшие, по его мнению, из Малой Азия, заимствовали их у лидийцев и у Куретов, спутников Реи (матери Зевса – так же назывались ее жрецы), пляски которых известны по мифам о рождении и младенчестве Зевса.

10. Пляски без слов, типичные для этрусков, быстро слились с теми древними обрядами в честь Цереры и других земледельческих богов, которые всегда сопровождались криками и песнями (см.: Вергилий. Георгики, I, 343—350; Тибулл, I, 1, 23—24).

11. Фесценнинский стих, по мнению античных комментаторов и этимологов (ср.: Фест, 76L.), получил свое название либо от этрусского города Фесценнии, либо от слова fascinum, которым обозначалось колдовство (соответственно эти вирши рассматривались как оберегающие от него); тем же словом обозначался и фаллический символ, обычный для праздников плодородия.

12. Сатуры, несомненно, появились значительно позже, не ранее середины II в. (Энний, Луцилий и т.д.). Здесь речь идет, видимо, о текстах, написанных так называемым сатурнийским стихом.

13. Ливий Андроник писал более века спустя (во второй половине III в. до н.э.). Грек по

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector