ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1266

происхождению (из Тарента), раб, а затем отпущенник, он положил начало ученой римской поэзии (своими переводами) и римскому театру.

14. Эксодий (греч.) – букв. «выход».

15. Ателлана – род короткой комедии, где действовали четыре маски (в разных ролях, но с постоянными характерами): обжора Макк, глупый хвастун Буффон, незадачливый старик Папп и хитрый горбун Доссен. Своим происхождением обязана, скорее всего, оскскому городу Ателле.

16. В отличие от театральных представлений греческого происхождения ателлана и в позднейшие времена сохраняла в какой-то мере черты народного праздничного действа, так что участие в ней не считалось актерским ремеслом, а значит, не позорило римского гражданина.

17. Профессиональные актеры (гистрионы) причислялись к эрариям (низшему разряду граждан – см. примеч. 68 к кн. IV).

18. Логика изложения Ливия в этой главе, видимо, такова. Ища средство для прекращения бедствия, римляне прибегли к «вбитию гвоздя» как к возобновлению старого забытого обряда. «Древний закон» поручал это дело «верховному предводителю» – больше всего подходила для этого чрезвычайная должность диктатора. Он избирался всякий раз для какого-то конкретного дела: отсюда – специальный диктатор, избиравшийся только для вбития гвоздя. Обряд приурочивался к дню посвящения храма и первый гвоздь был будто бы вбит консулом, посвящавшим храм (в первый год Республики – 509 г. до н.э.), но, рассказывая об этом событии (II, 8), Ливий о гвозде не упоминает. И Ливий, и Фест (49L.) считают, что гвоздь («годичный», по Фесту) вбивался ежегодно просто для счета лет. Прямых данных о возможном другом смысле этого заимствованного у этрусков обряда, кажется, нет. Возобновленный, он стал магическим средством для отвращения зла.

19. Некоторые современные комментаторы Ливия полагают, однако, что речь здесь идет не о Луции Цинции Алименте (см.: примеч. 8), а о некоем современнике Ливия, ближе нам неизвестном.

20. Норция – этрусская богиня судьбы.

21. Империоз (лат.) – «Самовластный», «Грозный».

22. Согласно комментарию Псевдо-Аскония к Цицерону (Против Верре-са, Слушание первое, 30), «есть два вида военных трибунов, первые это так называемые руфулы, они обычно избираются прямо в войске, вторые же, comitiati, избираются в Риме на комициях».

23. О фециальной формуле требования возмещения см.: I, 32, 6 и далее и примеч. 104 к кн. I.

24. Это выражение указывает на верховное руководство, с которым соединено было право птицегадания.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector