ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1267

25. Плебейское собрание, принимавшее постановление, получавшее силу закона («плебисцит»), проводилось народным трибуном, не имеющим права ауспиций.

26. См.: примеч. 23 к кн. IV.

27. См.: примеч. 33 к кн. II.

28. Авл Геллий (IX, 18) донес до нас ту же историю Тита Манлия Торквата в изложении Клавдия Квадригария (см.: примеч. 121 к кн. VI). Во многом Ливий следует Клавдию, но некоторые детали меняет. Так, у Клавдия галл наг и украшен лишь ожерельем и браслетами, Ливий же одевает его в пестрое платье; Манлий надевает на себя ожерелье галла, – по Клавдию, отрубивши у трупа голову, по Ливию же, «не ругаясь над телом павшего». Но такую деталь, как окровавленное ожерелье, Ливий сохраняет, только слегка смягчив выражения.

29. Т.е. из того же рода, что Тит Манлий Капитолийский.

30. У галлов и испанцев, как сообщает Ливий в XXII книге (46, 5), щиты были почти одной и той же формы, мечи же различные и непохожие одни на другие, у галлов – весьма длинные и без острия на конце, у испанцев, привыкших скорее колоть, чем рубить при нападении на неприятеля, – короткие, а поэтому удобные и остроконечные. Впрочем, в IV в. до н.э. римляне еще не знали испанского оружия, а «испанский меч» фигурировал уже в рассказе Клавдия Квадригария (см.: примеч. 28).

31. Этот язык так запомнился римлянам, что изображение галла с высунутым языком можно было видеть «на кимврском щите Мария», выставленном на римском форуме на рубеже I в. н.э. (Цицерон. Об ораторе, II, 266).

32. Здесь Ливий дважды прибегает к гомеризмам. «Двумя ударами поразил его в живот и в пах» (“ictu ventrem atque inguina hausit”) ср.: «копьем… ранил в утробу… и внутренность медь из утробы вылила» (Гомер. Илиада, XIII, 506—508, пер. Н. Гнедича). Употребленный Ливием глагол haurio и значит «выливать». В данном тексте он не вполне уместен и поэтому мог взяться только из цитаты, заимствованной, надо думать, не из самого Гомера, а у кого-либо из римских эпиков, скорее всего, у Энния, подражавшего «Илиаде». Второй гомеризм – падение тела, «занявшего огромное пространство» (ср.: Гомер. Илиада, XVI, 776 – «величествен он на пространстве великом… лежал»).

33. Согласно Плинию Старшему (XXX, 15), у галлов был обычай сражаться, надев на себя золотые вещи.

34. Торкват (лат.) – «Ожерельный».

35. Не исключено, что об этой «смуте» упоминал Цицерон (Брут, 56): «Однажды в его (т.е. Марка Попилия) консульство, когда он в сане жреца Карменты совершал публичное жертвоприношение, его известили о бунте плебеев против сената, и он, как был, в жреческом одеянии, явился на сходку и усмирил смуту не только силой своего авторитета, но и силой

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector