ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1273

17. Ср.: Вергилий. Энеида, X, 501: «Ум не знает людской себе грядущую участь».

18. Следующий далее текст (5—8) в рукописной традиции не вполне исправен, и в разных изданиях передается по-разному (неодинаков и принимаемый издателями порядок фраз). Перевод следует изданию Б.О. Фостера, который принимает здесь редакцию Конвея.

19. Т.е. занимающими место перед «пилом» («отделением» триариев).

20. Словом «вексилла» (знамя) обозначалось и стоящее под этим знаменем подразделение.

21-22. Вместе со знаменосцами, правда, получается 189 человек, но, может быть, три знаменосца трех вексилл числятся вне ряда?

23. Рорарии – молодые легковооруженные солдаты (набирались из пятого цензового класса). В бою играли роль застрельщиков.

24. Акцензы – воины, набиравшиеся из граждан, по цензу не достигших пятого класса. Вооруженные лишь пращами, они тоже должны были беспокоить неприятеля перед началом битвы.

25. Река в Кампании.

26. По словам Цицерона, гаруспики «внимательнейшим образом разглядывают головку печени, а если ее совсем не обнаружат, то прискорбнее этого, считают они, ничего быть не может» (О предвидении, II, 32, пер. М.И. Рижского). Отсутствие этой самой «головки» (или «верхнего отростка») в печени жертвенного животного оповещало Цезаря о близкой гибели (Там же, I, 119). Повреждение важной части внутренностей было таким же предвестьем.

27. Видимо, существовало обыкновение, чтобы жрец-понтифик сопровождал войско для выполнения важных обрядов.

28. См.: примеч. 64 к кн. I.

29. Беллона – богиня войны, ее кровопролитий и ужасов. Для более раннего времени не упоминается.

30. Такой способ носить тогу (обычный при совершении некоторых обрядов) обеспечивал большую свободу движений.

31. «Обрекший себя… и т.д.» – qui sese devoverit Vulcano arma vovere volet… Текст построен на аллитерациях vo—Vu—Ve и, возможно, восходит к древней ритуальной формуле.

32. О Латинских торжествах см.: примеч. 36 к кн. V.

33. Статус, полученный этими всадниками, не вполне ясен. Возможно, они уже не рассматривались как граждане Капуи. Доска в их честь была прибита в храме Кастора (и

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector