ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1285

87. Легионы находились вне дома уже три года, хотя часть воинов, которые были набраны вместо убитых, служили не так долго.

88. Слово «когорта» здесь – анахронизм (организация войска по когортам относится только ко времени Мария).

89. См.: примеч. 44 к кн. II.

90. Т.е. пока консулы находились в лагере.

91. Ср.: IX, 25, 1—2.

92. В 339 г. до н.э. Публилий Филон предложил три демократических закона, которые и навлекли на него такую ненависть (см.: VIII, 12, 14—16).

93. Поселившиеся здесь греки назвали свой город Маловентом (что значит «Овечий», или, может быть, «Яблочный» город). Римляне восприняли это название как Maleventum, т.е. увидели здесь наречие «плохо» (male) и глагол «приходить» (venire), а затем, чтобы уберечь себя от дурных предзнаменований, переименовали его в Беневент (bene – «хорошо»), когда в 268 г. до н.э. основали здесь свою колонию.

94. См.: примеч. 18 к кн. VII.

95. Или «Лиренскую» (она называлась так для отличия от двух одноименных городов).

96. Это и есть знаменитая Аппиева дорога, (via Appia), которая вела из Рима в Капую, а позднее была доведена до Беневента и, наконец, до Брундизия.

97. О водопроводе подробно рассказано у Фронтина (О водопроводах, 5): «Принимается в трубы Аппиева вода на Лукулловом поле и проходит по Пренестинской дороге между седьмым и восьмым мильным столбом… длина этого водопровода от его начала и до Салин – место это находится у Тройных ворот (см.: примеч. 46 к кн. IV. – Ред.) – одиннадцать тысяч и сто девяносто шагов (около 18 км. – ред.), из них 11130 шагов вода течет под землей, а над землей по построенному в виде арок сооружению 60 шагов вблизи Капенских ворот».

98. Фронтин рассказывает иначе: Гай Плавтий, бывший цензором вместе с Аппием Клавдием, сложил с себя должность через 18 месяцев после избрания, как того требовал закон, тогда как его коллега продолжал действовать как цензор и далее (О водопроводах, 5).

99. Имеется в виду Великий алтарь. См.: 1, 7, 3—15, а также примеч. 7 к кн.I.

100. См. также: Овидий. Фасты. VI, 657—710; Плутарх. Римские вопросы, 55 (Moralia 277 E).

101. См.: IX, 28, 3; IX, 24, 1—14.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector