ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1295

82. Лишь единобрачным женщинам разрешалось прикасаться также к статуям Матери Матуты, чей храм находился там же, на Бычьем рынке (см.: примеч. 42 к кн. V) и Женской Фортуны (см.: примеч. 88 к кн. II).

83. Видимо, нарушивших Лициниев-Сакстиев закон – см.: VI, 35, 4.

84. См.: I, 4, 5 и примеч. 24 к кн. I.

85. Вероятно, захвативших под выпас скота больше земли, чем дозволялось Лициниевым-Секстиевым законом – см. VI, 35, 5

86-87. Ср.: примеч. 14 и 95 к кн. III.

88. Видимо, – то же, что Арна – приблизительно в 9 км на восток от Перузии на противоположном берегу Тибра.

89. Пропретором здесь назван полководец, остававшийся во главе войска на время отлучки консула в Рим.

90. Собственно, двух консульств: 308 г. до н.э. (IX, 41, 1) и 297 г. до н.э. (X, 14, 1); причем, о втором рассказывается совершенно аналогичная история (X, 13, 12).

91. Ливий здесь специально отмечает разноречие в источниках, которыми он пользовался.

92. Возможно, сын консула, погибшего в 299 г. до н.э.

93. Начиная с этого места, текст представляет собой слегка размытый сатурнийский стих: «Лань от волка в ужасе / слетела с косогора | И между двух по полю / ратей побежала… и т. д.». Видимо, Ливий близко передает какой-то поэтический источник о войне с самнитами.

94. Лань – священное животное греческой богини Артемиды, с которой отождествлялась римская Диана.

95. Волк в Риме почитался как животное, посвященное Марсу (ср.: XXII, 1, 12; Вергилий. Энеида, IX, 566; Гораций. Оды, I, 17, 9 и др.). Согласно народным представлениям, под покровительством Марса находится каждый волк.

96. Ср.: I, предисл., 7.

97-98. См.: VIII, 9.

99. В оригинале использование аллитераций (которыми Ливий вообще пользуется мастерски) придает особую значительность словам консула.

100. См.: примеч. 115 к кн. V.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector