ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1297

118. В 356 г. до н.э. См.: VII, 17, 9. «Нынешний цензор» – это один из цензоров 294 г. до н.э. Гай Марций Рутил, прозванный Цензорином, сын триумфатора 356 г. до н.э.

119. Т.е. на постановление о триумфе.

120. Речь идет о римских историках Клавдии Квадригарии и Фабии Пикторе (см. примеч. 1 к кн. I; 121 к кн. VI).

121. О Ромуловом обете см.: I, 18, 6. Сервий в комментарии к «Энеиде» (III, 463) говорит, что места, выбранные авгурами для храмов, назывались «заклятыми» и были неприкосновенны. На таком месте и был на этот раз построен храм.

122. В первый раз – обетом Ромула, а теперь – обетом Атилия.

123. Как и в 309 г. до н.э. (см.: IX, 41, 1 и далее).

124. См.: Фест, 102L.: «Легион у самнитов был назван „полотняным“, потому что самниты, подходя поодиночке к окруженному льняными полотнами алтарю, давали клятву, что не отступят перед римским воином»

125. В 310 г. до н.э. См.: IX, 40, 2—17.

126. См.: примеч. 92 к кн. VIII.

127. «Клюют в три припрыжки» – условный перевод лат. “tripudium sollistimum” (букв.: полнейшее трехножье, трехшажье, а вообще – трехтактный военный танец), выражение из профессионального языка авгуров. Оно означало, что куры клюют жадно, зерно падает из клювов и подскакивает на земле. Усматривалось ли в движении птиц (либо движении зерен) какое-то подобие священного танца, или буквальный смысл слов стерся (так, tripos – «треножник» может обозначать просто «предскааание»); все выражение в целом обозначает благоприятнейшее предзнаменование.

128. Ср.: III, 20, 5. Традиция возлагать на новые учения вину за упадок благочестия сама была достаточно старой и даже не специфически римской.

129-130. См. выше: примеч. 124.

131. Ср. также: Плиний. Естественная история, XIV, 91.

132. Так называемыми армиллами. По разъяснению Феста (23L. – Сокращение Павла Диакона), эти браслеты, которые воины получали в награду от полководца, получили название от того, что в древности руку от плеча до кисти называли словом “armus”.

133. На шлемы.

134. См.: примеч. 67 к кн. VI. «Лагерным», по Геллию (V, 6, 17), называется золотой венок,

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector