ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1346

Свессуле (343 г. до н.э.) и Сентине (295 г. до н.э.). См.: VII, 37, 4 сл.; X, 27 сл.

150. После битвы при Гераклее (280 г. до н.э.). См.: XXII, 59, 8 и примеч. 236 к кн. XXII.

151. Пирр окончательно покинул Италию в 275 г. до н.э. после битвы при Беневенте, но война продолжалась. Покорение Италии завершилось взятием Регия в 270 г. до н.э., однако разрозненные силы самнитов какое-то время еще продолжали борьбу.

152. Ср., например: XXII, 13, 2.

153. Преувеличение – от начала Первой Самнитской войны (343 г.. до н.э.) до взятия Регия прошло 73 года.

154. В 321 г. до н.э. в Кавдинском ущелье. Консулы, о которых идет речь– Тит Ветурий Кальвин и Спурий Постумий (см.: кн. IX, 1—6).

155. Это прежде всего, конечно, Гай Папирий Курсор, диктатор 325 г. до н.э. и пять раз консул (на протяжении 326—313 гг. до н.э.). Вторая его диктатура приходится на время около 309 г. до н.э. Начальником конницы при Папирии в 325 г. до н.э. был Квинт Фабий Максим Руллиан – он также был диктатором в 315 г. до н.э. и тоже пять раз консулом (за 322—295 гг. до н.э.). Эти два знаменитых полководца были известны и ссорой между собой (в том же 325 г. до н.э.), историчность которой, впрочем, оспаривается. Подробней см.: кн. VIII—IX.

156. Здесь самнитский посол, видимо, уничижения ради именует проконсула (см. выше примеч. 143) Марцелла пропретором (как в гл. 43, 12 Ганнибал – претором). Однако в гл. 39, 8 Ливий и сам (обмолвившись?) назвал Марцелла пропретором.

157. Очевидно, со времени заключения договора после взятия Нолы римлянами в 313 г. до н.э. (см.: IX, 28, 3; Диодор, XIX, 103, 3)

158. Первым часом дня назывался первый час после рассвета.

159. Опять уничижение Марцелла. Ср. выше: 42, 12 и примеч. 156.

160. Ср.: XXII, 6, 4, где этот эпизод изложен несколько по-иному.

161. Оружие и доспехи, захваченные у врага и приносимые в жертву кому-нибудь из богов, сжигались. Ср.: I, 37, 5 (Вулкану); VIII, 1, 6 (Матери Луе); X, 29, 18 (Юпитеру Победителю). В кн.: XLV, 33, 1 Ливий рассказывает об устроенном римлянами в Греции публичном сожжении вражеского «всякого рода оружия, открывавшемся молитвой Марсу, Минерве, Матери Луе и другим богам, которым позволено и положено жертвовать снятое с врагов».

162. Вообще «тучными доспехами» называли только доспехи, снятые полководцем с убитого им в поединке вражеского командующего (ср.: I, 10, 5—7; IV, 20, 2—7 и примеч. 59 и 60 к кн. IV); здесь же словоупотребление хвастливого кампанца, видимо, просто высокопарная болтовня (речевая характеристика персонажа).

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector