ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1386

27. См. примеч. 75a к кн. XXIII и 123 к кн. XXV.

28. Таким образом, сенат по запросу народного трибуна (ср.: XXII, 61, 7) постановил, чтобы консул обратился к центуриатному народному собранию (каковое избирало регулярных должностных лиц, а в чрезвычайных обстоятельствах 217 г. до н.э. избрало в диктаторы Фабия Максима – ср.: XXII, 8, 6).

29. Букв.: «плебсу». Народные трибуны, не имевшие права ауспиций, могли созывать лишь собрания плебса, решение которого («плебисцит») получало, однако, силу закона (подробнее см. в примеч. 92 к кн. III). Консул Марк Валерий Левин не согласился на предложенную трибунами процедуру, поскольку назначение диктатора действительно входило в компетенцию консула.

30. Поскольку спор шел о правовых вопросах, а ни одна сторона (о консуле Левине в этой связи см. выше, § 15) не стояла на позициях строгого права, не стал на нее и сенат. По его инициативе решение народа было проведено в жизнь при посредстве второго консула Марка Клавдия Марцелла, который, судя по всему (ср. выше, гл. 2, 12; 4, 1), и не приезжал для этого в Рим. Такое нестрогое отношение к правовой стороне дела при подчеркнутом внимании к ней характерно и примечательно. (Добавим, что единственной задачей выбираемого диктатора было проведение выборов.)

31. Ср. выше: XXIV, 7, 12; 9, 3; XXVI, 22, 2—13, а также примеч. 25 к кн. XXIV.

32. Это важное постановление сената не было упомянуто Ливием в XXII книге (т.е. на своем месте).

33. В 291 г. до н.э. в третий раз.

34. Каралы – см. примеч. 147 к кн. XXIII. Ольвия (ольвийские земли в § 13) – портовый город (совр. Терранова) в северо-восточной Сардинии.

35. Царь священнодействий – жреческая должность, учрежденная после отмены царской власти для выполнения тех священнодействий, которые прежде выполнялись самими царями (II, 2, 1).

36. Главный (или верховный) курион – глава жреческой коллегии 30 курионов, каждый из которых ведал культами своей курии. Ср. примеч. 56 к кн. I.

37. Как это и полагалось в таких случаях. Ср.: XXIV, 43, 4.

38. Храм Цереры на Авентине, где она почиталась вместе с Либером и Либерой (понимавшимися первоначально как божества плодородия), был посвящен в 493 г. до н.э. Здесь и обосновались плебейские эдилы (от слова “aedes” – «храм»). Здесь же находились их архив и казна, куда поступали деньги от некоторых категорий штрафов (и конфискаций). Плебейские эдилы также устраивали Плебейские игры.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector