ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1460

«претор». Еще один римский персонаж, появляющийся тут как карфагенский – это «виатор» («вестовой» – посыльный с полицейскими функциями).

120. В 191 г. до н.э. Карфаген предложил уплатить сразу все оставшиеся взносы (см.: XXXVI, 4, 7), из чего можно заключить, что реформы Ганнибала оказались успешными.

121. Это слово употреблено здесь как технический термин.

122. Бизакий – область к югу и юго-востоку от Карфагена. Упоминаемый «замок» (собств. «башня») – укрепленное имение.

123. Керкина (Керкена) – остров у восточного побережья Туниса (у Малого Сирта – совр. залив Габес). Тапс и Гадрумет – города на том же побережье севернее Керкины (и по обе стороны Малого Лептиса).

124. Карфаген был основан выходцами из Тира (см. примеч. 2 к кн. XXI).

125. Дафна – предместье Антиохии на Оронте (столицы державы Селевкидов), прославленная храмом Аполлона и священной рощей.

1. Тиберий Семпроний был консулом с Квинтом Фабием Максимом Кунктатором в 215 г. до н.э. и с его сыном, носившим то же имя, в 213 г. до н.э. Для закона первая дата более вероятна (ср. ниже, гл. 6, 9 и 8, 3).

2. Унция – 27,3 г.

3. Катон, возможно, имеет в виду историю Ипсипилы, спасшей своего отца Фоанта, царя Лемноса, когда все другие мужчины на этом острове были убиты женщинами (Геродот, VI, 138; Аполлодор. Библиотека, I, 9, 17).

4. Собств. «для разжигания трибунских мятежей» (или смут – “seditiones tribuniciae”) – общее место римской историографии (ср.: Флор, III, 1 (III, 13), 1: «Поводы для всех мятежей предоставляла трибунская власть»), идущее, несомненно, от анналистов позднереспубликанского времени.

5. Имеется в виду сецессия 494 г. до н.э. См.: II, 32, 2 сл.

6. В Риме женщина, даже если она не состояла под властью отца или мужа (о «власти братьев» нам ничего не известно), оставалась лицом с ограниченной дееспособностью. Одобрение опекуна было необходимо ей для составления завещания и вообще ответственных юридических действий.

7. См.: XXII, 60, 2; 61, 3.

8. Римские женщины встречали Идейскую Матерь, т.е. камень, символизировавший это малоазийское божество (подробней см. примеч. 22 к кн. XXIX), в 204 г. до н.э., когда перед

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector