ТИТ ЛИВИЙ История Рима от основания Города стр. 1516

или иначе, у современных историков остается вопрос почему Ливий в двух разных книгах следует двум разным версиям? Хронологический экскурс данной главы не позволяет объяснять это «некритичностью» и т.п. (ср.: XXXVIII, 56,8: «Пришлось бы сочинить совершенно другой рассказ…» и т.д.). Значит, надо искать объяснения в том, что Ливий хотел показать расхождение мнений и версий по всей широте. Вспомним, сколь охотно он делал это и в других случаях.

153. Ср. выше, гл. 48,6.

154. Ср.: XL, 9,2; Плутарх. Эмилий Павел, 8.

155. Ливий (ср. выше, гл. 47, 3—11) дает понять, а Полибий (XXIII, 3) прямо пишет, что сенат, поощряя тщеславие Деметрия, оказал ему другую услугу.

156. Возможно, имеется в виду посольство Квинта Марция. См. гл. 48,5.

157. Одрисы – сильный союз фракийских племен, обитавших в нижнем течении Гебра (Марица) и по его притокам. Бессы – многочисленное фракийское племя, обитавшее в среднем и частично верхнем течении Гебра, а также некоторых горных местностях Родоп и Хема. Главным центром их племени было селение Бессапам (совр. Синтово) в 22 км от Филиппополя (совр. Пловдив). Дентелеты – племена западной Фракии, обитавшие в верхнем течении Стримона.

158. См. примеч. 43 к кн. XXXIII.

159. Ср. выше, гл. 22,6; 45,6—7.

160. Истрия – полуостров на северо-востоке Адриатического моря (точнее, его западная часть, населенная иллирийцами – южнее совр. Триеста).

161. Место сомнительно: «не дал согласия» – конъектура Новака, принятая в изданиях Вайсенборна и Сэйджа. В рукописях и старом издании Вайсенборна отрицания нет. Ср. ниже, гл. 56,3.

162. Сатурния – городок в Этрурии (юго-западнее Рузелл, северо-восточнее Козы). О калетранских землях других упоминаний нет. Новая колония была одной из гражданских, выведенных после Ганнибаловой войны.

163. Авсетаны – народность в Северо-Восточной Испании (нынешней Каталонии). Их главным городом была Авса (совр. Вик).

164. По обычно принимаемой хронологии (ср. выше, примеч. 145), в 183 г. до н.э.

1. Ср.: Парилии (Палилии) – праздник богини Палес, покровительницы лугов, стад, пастухов. Справлялся 21 апреля (в годовщину основания Рима). См.: Овидий. Фасты, IV, 721 и далее.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector