ЛУКИАН    СОЧИНЕНИЯ 1    стр. 659

знающий только часть еще не знает целого. Вот
ответь-ка на такой вопрос: мог бы этот Фидий,
увидавший львиный коготь, узнать, что он –
львиный, если бы никогда не видал льва
целиком? Или ты, увидавши человеческую руку,
мог бы сказать, что она – человеческая, если бы
раньше не знал и не видал человека? Что же ты
молчишь? Ну, хочешь, я за тебя отвечу, если у
тебя не находится нужных слов? Я боюсь, что
Фидию придется уйти ни с чем, напрасно изваяв
льва: "ничто не указывало на Диониса” по его
словам. И разве можно сравнивать эти два
положения? Ведь и Фидию, и тебе только знание
целого – человека или льва – позволило
распознать отдельную часть, но в философии, в
стоической, например, каким образом по части
ты мог бы разглядеть остальное? И как мог бы
открыть, что оно – прекрасно? Ибо здесь ты не
знаешь целого, частями которого является
известное тебе.

56. Возьмем теперь твое утверждение, будто
главное в любом философском учении можно
прослушать в течение неполного дня. Каковы, по
мнению философов, начала и цели сущего, что
такое боги и что такое душа, кто из философов
все считает телесным, а кто допускает и
бестелесное бытие, кто полагает добро и

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector