Главная / Библиотека / АММИАН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ / АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ стр. 26

АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ стр. 26

которому христианство уравнивалось в правах с государственной языческой религией. Признание такого равноправия фактически открывало зеленую улицу церкви, которая обладала крепкой организационной структурой и потому имелазначительное преимущество перед своими соперниками. Константин, провозглашенный за это деяние Святым, Равноапостольным иВеликим, стал активнопринимать участие в делах церкви, хотя сам почти до смертиоставался язычникоми в итоге принял {17} крещение у ариан. В 325 г. дляурегулирования догматических споров по его инициативе был созван Никейскийсобор, где решались богословские вопросы и был принят Символ веры. Таким образом, при Константине решительную победу одержало православие. Однако внутрихристианства продолжались ожесточенные споры исражения, зачастую доходившие до уличных драки побоищ. В конечном итоге победу одержали ариане, которых активно поддержал ревностныйприверженец их учения Констанций. Описанные Аммианом Марцеллином события происходят именно во времена господства ариан, конец которому был положен позднее, при императоре Феодосии Великом (379—395 гг.).

Языческая религия при Констанции оказалась фактическипод запретом. Закрывалось, разрушалось и перестраивалось под нужды церкви все больше храмов богов, а имущество последних изымалось в пользу государства. Последней цитаделью язычества стал Рим, где сформировался кружок так называемых «последних римлян». Христианствопроникло даже в здание римского сената, откуда по повелению императора Грациана (375—383 гг.) были вынесены статуя и алтарь Победы, стоявшие там с незапамятных времен. Любые безобидные и ранее широко распространенные магическиедействия, например, гадание, стали служитьпричиной для обвинения в «колдовстве», а наказание за него было одно – смертная казнь. Попытка языческой реакции на происходившееимела место единственный раз, когда во главе империи встал Юлиан, прозванный Отступником (361—363 гг.). Впрочем, события его правления подробно излагает Марцеллин.

АммианМарцеллин, «солдат и грек», как он себя называет в самом конце своего повествования, родился в Антиохии, главном городе Востока, чтоявствует из письма к немуего друга, знаменитого ритора Либания. Время рождения Аммиана достоверно неизвестно, номожно высказать гипотезу, что это было самое начало 30-х годов IV в. Вообще, биографию его в основномможно восстановить только на основании его собственного труда. Службу в армии он начал в звании протектора, что свидетельствует о знатности его рода. В 353 г. Аммиан состоит в свите магистра конницы Урзицина, сопровождая его в различных поездках: в Антиохию, в Медиолан, в Галлию для борьбы с узурпатором Сильваном. В 357 г. Марцеллин вместес Урзицином отправляется на Восток, где участвует в войне с персами. В 359 г. он находится вАмиде, где становится непосредственным свидетелем осады и гибели этого города. В 363 г. Аммиан принимает участиев персидском походе {18} императораЮлиана, а затем, после гибели последнего, – в позорном отступлении римской армии. Вероятно, по возвращении из Персии он выходит в отставку иживет некоторое время вАнтиохии. Скорее всего, следующий период его жизни прошел в путешествиях, во время которыхон смог

Предыдущая Начало Следующая  
Adblock
detector