Главная / Библиотека / АММИАН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ / АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ стр. 72

АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ стр. 72

4.

1. Такиеего занимали заботы, когда на него напали значительные силы врагов, воодушевленных надеждой взять город. Уверенность в успехе придавали им полученные от перебежчиков сведения, что при Юлиане нет ни скутариев, ни гентилов, которые были размещены в разныхгородахдля бóльшего удобства их снабжения. Но когда…2. Распорядившись запереть ворота города и укрепить слабые участки стен, Юлиан днем и ночью находился на глазах у всех солдат на башнях и зубцахстен. Гнев в нем кипел, исо скрежетом зубовным негодовал он нато, что его постоянное стремление сделать вылазку встречало препятствие в малочисленности наличных сил. Наконец, варвары, простояв 30 дней, отступили в печали, упрекаясами себяза тщетную и глупую попытку осадить город. 3. Но прямым позоромбыло то, что магистр конницы Марцелл, находившийся поблизости, не оказал помощи оказавшемуся в опасности Цезарю, хотя он былобязанв случае нападения на город, не будь там дажеЦезаря, поспешить на выручку. 4. Освободившись от осады, Цезарь со всей своей энергией прилагал все старание к тому, чтобы утомленные продолжительными трудами солдаты отдохнули не продолжительное, но достаточное для восстановления сил время, хотя земля, пострадавшая {88} от частых опустошений, была совершенно разорена иприносила лишь самое малоеколичество продовольствия. 5. Отнесясь и к этойбеде с самым серьезным вниманием и дав надежду на лучшиевремена, он и сам приободрился духом и готовился совершить много великих дел.

I. Преждевсего Юлиан наложил на себя трудный обет – умеренности; он соблюдал ее так, какбудто подчинялся в своей жизни законам противроскоши, которые были перенесеныв Рим из ретр и аксонов 215 и долго там соблюдались; а когдапостепенно были забыты, то их восстановил диктатор Сулла, исходивший из принципа Демокрита: «Счастье устраивает роскошную трапезу, а доблесть – скромную». 216 2. То же самое положение Катон из Тускула, получивший за свой строгий образ жизни прозвание Цензория, выразил в такой верной формуле: «Большая забота о пище – большое небрежение к доблести». 3. Внимательно перечитывал Юлиан расписание стола, которое собственноручно составил Констанций, словно отчим, отправляющий в учение пасынка, определив самовластно расходына стол Цезаря, – и сам запретил покупать и подавать фазанов, свиную матку и вымя, довольствуясь простой и случайной пищей рядовогосолдата. 4. При таком умеренном образе жизни Юлиан делил свои ночи между тремя занятиями: отдых, государство и музы. То же самое делал, как мы читали, Александр Великий, но Юлианшел много дальше. Тот ставил возле ложа раковину и в протянутой руке держал серебряный шарик, так что, когда сон ослаблял напряжение мускулов, звон упавшегошарика будил его. 5. А Юлианпросыпался без всякого приспособления столько раз, сколькохотел; в полночь он всегда поднимался – не с перин и не с шелковых тканей переливчатых цветов, но с войлока и бараньеготулупа, который называется впросторечии susurna; затем он тайно молился Меркурию 217 , который, по определению теологов, будучи движущим началом мира, приводит вдействие человеческий разум, и

Предыдущая Начало Следующая  
Adblock
detector