Главная / Библиотека / АММИАН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ / АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ стр. 160

АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ стр. 160

1.           Авгурии и ауспиции 486 исходят не от птиц, не знающих будущего, – ведьэтогоне станет утверждать даже самыйограниченный человек, – но бог направляет полет птиц так, что исходящий из клюва звук ибыстрое или медленное движение крыльев открывают будущее. Ибо благое божество – потому ли, что люди этого заслуживают, или же потому, что оносочувствует им, – любит и этими способами открывает им грядущее.

2.           Точно так же люди, умеющие исследовать вещие внутренности животных, которые могут открывать несчетное разнообразие изменений, узнают по ним будущее. Эту науку открыл некто Тагет, который, как гласит предание, внезапно появился из недр земных в Этрурии.

3.           Открывает грядущее и дух человеческий, когда он находится в состоянии вдохновения и изрекает божественные глаголы. Причина этого в том, чтоСолнце, мировой разум по определению физиков, источаетиз себя нашидуши, как искры, и когда оно сильнее их воспламенит, то делает их способными познавать будущее. Потому-тои сивиллы 487 часто говорят о себе, что они пылают, сжигаемые мощным пламенем. Кроме того, много знамений даютслучайно раздающиеся голоса, встречающие человека явления, особенно удары грома, молния, а также падающие звезды. {215}

4.           Можно было бы вполне и без всяких сомненийполагаться на сны, если бы истолкователи не ошибались в объяснениях. Иногда, как утверждает Аристотель, 488 сны вполнедостоверны, а именно: когда зрачок крепкоспящего человека, не отклоняясьни в ту, ни в другую сторону, смотрит совершенно прямо.

5.           Невежественные простаки иной раз подымают голос и наивно ставят вопрос так: если бы существовало предчувствиеи некое знание будущего, то почему тот не знал, что ему предстоит пасть в сражении, а другой, что ему грозит то илииное бедствие. На это достаточно будет дать такой ответ: и грамматикиной раз выразится неправильно, и музыкант возьмет иной раз фальшивую ноту, и врач ошибется в лекарстве, но это не мешает существовать грамматике, музыке, медицине. 14. Прекрасно, как всегда, высказалсяпо этому поводуТуллий (Цицерон): «Знамения будущего даются нам богами. Если кто ошибся вних, то причина погрешности не в богах, а в человеческомтолковании» 489 Но чтобы неутомить читателя этим далеко ушедшим в сторону отступлением, возвращусь к изложению дальнейших событий.

1. Когдаоднажды в Паризиях Юлиан, будучи еще Цезарем, совершенствовался на поле дляупражнений в разных воинских приемахсо щитом, выскочило деревянное покрытие, обрамленное кругом, и в руке у него остался один обод; крепко держа его, он продолжал делать приемы. 2. Все присутствующие испугались дурного предзнаменования, но он сказал: «Нечего пугаться: крепко у меня в руке то, что я держал». Потом, когда однажды в Виенне он отошел ко снусовершенно трезвый, в страшныйполночный час перед ним во блеске предстало видение, которое изрекло совершенноясно, хотя он не просыпался, следующие гекзаметры и несколько раз их повторило. Этистихи внушили ему уверенность, что никакое несчастье не грозит емув будущем:

«Когда Зевс совершитдвижение по широкому пределу славного Водолея, а Сатурн пройдет на 25 градусов созвездие Девы, тогда царь Асийской земли Констанций будет у предела жизненного пути, и его постигнет

Предыдущая Начало Следующая  
Adblock
detector