АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ стр. 174

свыше сокрушитэто зло через присущую вам храбрость. 13. Я поставил Юлиана на охрану Галлии в ту пору, когда вы отражали нападения чужих народов, угрожавшие со всех сторон Иллирику. И вот, возомнив о себе, как безумец после легких стычек, которые он выдержал с кое-как вооруженнымигерманцами, он составил заговор на погибель государству, договорившись с несколькими пособниками, которые по своей дикости и из-за отчаянного своего положения готовы были на самуюбезумную дерзость. Он попрал справедливость, мать и кормилицу римского мира, и она, отмщая за нечестивые деяния, как видел я сам на опыте, и как заставляют в то верить повествованиядревних времен, в прах сотрет его гордыню. 14. Что же нам делать, как не идти навстречу налетевшему на нас шквалу, чтобы быстрыми средствами раздавить присамом зарождении ярость войны, прежде чем она разгорится сильнее? При помощи Бога вышнего, который от века карает неблагодарных, нечестиво поднятый меч, как я уверен, должен обратиться на гибель тем, кто, не будучи вынуждены обидой, а, напротив, возвеличены множеством благодеяний, дерзнули начать междоусобную войну на гибель невинным гражданам. 15. Предчувствие моего духа и обещание, которое дает справедливость, позволяют мнепоручиться вам в том, что если мы сойдемся лицом к лицу, то их повергнет в оцепенение такой ужас, что они не вынесут ни грозногоблеска вашихвзоров, ни первого звука вашего бранногоклика».

16. Эта речь пришлась всем по сердцу, и солдаты, гневнопотрясая копьями, стали выражать ему чувства преданности и расположения и требовать, чтобы их тотчас вели против бунтовщика. Это проявление расположения обратило императора от страха к надежде. Распустивтотчас собрание, он приказал Арбециону, которого считал на основании прежних его дел наиболее пригодным для подавления междоусобной войны, идти впередс ланцеариями и маттиариями 528 и отрядами легковооруженных, а Гумоарию выступить с летами. Этот последний должен был встретить наступавших при приближении их к теснине Сукков. Констанций {235} оказал предпочтение Гумоариюпотому, чтоон был личным врагомЮлиана за пренебрежение, оказанное ему в Галлии 529

1. При таких охвативших Констанция бедствиях его Счастье приостанавливалось, застревало и указывало ясными, чуть ли не говорящими, знамениямина приближение конца его жизни. Так, его пугали ночные видения. Однажды, когдаон не совсем еще погрузился в сон, ему привиделось, будто тень его отца поднесла ему прекрасного младенца; взявего наруки, он посадил его к себе на колени, а тот выбил у него из правой руки державу 530 и далеко отбросил ее. Это являлось знамением государственного переворота, хотя толкователи объясняли это видение в благоприятном смысле. 2. После этого он признался самым близким своим людям, что перестал видеть некийтаинственный образ, который иногда являлсяему в неясных очертаниях, и это было понято так, что его гений-хранитель 531 оставил его, так как ему скоро предстоит покинуть этот мир.

3. Теологи утверждают, что всякому человеку при самомрождении независимо от ожидающей его судьбы дается такое божествокак бы для того, чтобы направлять его поступки; являются же они в видимом образе лишь оченьнемногим, тем, кто выделились особеннымидобродетелями. 4. Об этом говорят оракулыи

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector