Главная / Библиотека / АММИАН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ / АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ стр. 182

АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ стр. 182

них промышляли грабежомязыческих храмови, вынюхиваякаждый случай, где можно было воспользоваться чем-нибудь, поднялись из крайней бедности до колоссальныхбогатств. Усвоив привычку захватывать чужое, они не знали никакой меры в дарениях, грабеже и расточении. 4. Здесь зародилась распущенная жизнь, клятвопреступления, равнодушие к общественному мнению и то, чтобессмысленная спесь осквернила позорным {247} корыстолюбием свойкредит. 5. Отсюда произросло дикое обжорствопиров, и вместо победных триумфов появились столовые торжества, широкое использование шелка, расширение ткацкого ремесла, особая забота о кухне; под роскошные дома занимались все более широкие пространства, так что если бы консул Квинкций (Цинцинат) 561 оказался обладающим таким количеством пахотной земли, то утратил бы и после своей диктатуры славу бедняка.

1.           К этим мерзостям присоединились нарушения воинской дисциплины. Вместо бранного клича солдат распевал развратные песенки; не камень, как прежде, был постелью для воина, но пуховики и складные кровати; солдаты разыскивали кубки более тяжелые, чем их мечи, – уже стыдно было пить из глинянойпосуды; жить желали только в мраморных дворцах. Ав древней истории написано, что спартанский воин был строго наказан за то, что во время похода его видели под крышей.

2.           Солдатытогда позволяли себе наглость и грабежи в отношении своих сограждан, а перед неприятелем проявляли трусость и бессилие; в полной праздностиони обогащались путем разных происков и умели самым точным образом распознавать качества золота и драгоценных камней вполную противоположность недавнему прошлому. 8. Известно, что при Цезаре Максимиане, когда однаждыбыл разграблен укрепленный лагерь персидского царя, один простой солдат нашел парфянский мешок с жемчугом; выбросив по своему неведению жемчуг, он пошел прочь, довольный блестящей кожей мешка.

9. Случалось в те дни, что Юлиан приказалпозвать брадобрея постричь ему волосы. К нему вошел какой-то парадно одетый господин. Увидев его, Юлиан изумился и сказал: «Я приказал позвать не придворного кассира, а брадобрея». На вопрос императора о том, какое вознаграждение онполучает за свое ремесло, последовал ответ: по двадцати рационов хлеба ежедневно, столько же рационов фуража для лошадей, так называемый capita, большойгодичныйоклад, акроме того многобогатых подачек. 10. Обратив на это внимание, Юлиан отправил в отставку всех таких людей, атакже поваров и других подобных, обычнополучавшихтакое же вознаграждение, как людей, мало емунужных, и разрешил им идти, куда хотят 562

1. Хотя Юлиан с раннего детства был склонен к почитанию богов и, по мере того, какон мужал, в нем становилась все сильнее {248} эта потребность, из-за разных опасений он отправлял относящиеся к богопочитанию культы по возможности в глубочайшей тайне. 563 2. Когда же исчезли всякие препятствия, и он видел, что настало время, когда он может свободно осуществлять свои желания, он раскрыл тайну своего сердца и издал ясные и определенные указы, разрешавшие открыть храмы, приносить жертвы и восстановить культы богов.

3. Чтобы придать бóльшую силу своимраспоряжениям, он созвал во дворец пребывавших в раздоремежду

Предыдущая Начало Следующая  
Adblock
detector