Главная / Библиотека / АММИАН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ / АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ стр. 242

АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ стр. 242

Егоавторитет был столь силен, что его самымискренним образом любили, хотя вместе с тем и боялись. Являясь лично участником в трудах и опасностях, он в жарком бою приказывал казнить трусов. Еще будучи Цезарем, он мог, даже не платя жалованья, держать в руках своих солдат в войне с дикими народами, как я уже о том рассказывал. Бунт солдат он успокоил заявлением, что вернется к частной жизни, еслиони не перестанут волноваться. 13. Достаточно, наконец, вместо всего другогоуказать на то, что простой речью перед строем он так воздействовал на привычные к холодам и Рейну галльские войска, что увлек их за собой через отдаленные земли вжаркую Ассирию и в близость с мидянами. 14. Его счастьебыло чрезвычайным: как бы на плечах самой Фортуны, котораянекоторое время была доброй направительницей его судьбы, он преодолел в победном шествии невероятные трудности. После его ухода из западной половины империи и пока он был в живых, все народы пребывали в спокойствии, как будто жезломМеркурия успокоил весь мир.

1.           Его щедрость доказана множеством самых очевидных фактов. Сюда относятся назначения низкой ставки податей, освобождение от «коронногозолота» 779 прощение недоимок, накопившихся {336} с давнего времени, беспристрастие в тяжбах фискас частными людьми, возвращение отдельным городам их косвенных налоговс земельными имуществами заисключением тех, которые были по праву проданы прежними государями. Он вовсе не хлопотал о накоплении денег и полагал, что они в лучшей сохранности находятся у собственников. Он ссылалсянередко на Александра Великого, который на вопрос, где егосокровища, благожелательно отвечал: «У моих друзей». 780

2.           Рассказаво его хорошихкачествах, насколько они мне стали известны, перейду теперь к выяснению его недостатков, чтобы хотя бы вкратце сказать о них. По натуре он был человек легкомысленный, но зато имел хорошую привычку, которая смягчала этот недостаток, а именно: позволял поправлять себя, когда вступал на ложный путь. 17. Говорил оночень много и слишком редкомолчал; всвоей склонности разыскивать предзнаменования он заходил слишком далеко, так что в этом отношении могсравниться с императором Адрианом. Скорее суеверный, чем точный в исполнении священных обрядов, он безо всякой меры приносил в жертву животных, иможно было опасаться, что не хватит быков, если бы он вернулся из Персии. В этом отношении он былпохож на императора Марка (Аврелия), в отношении которого сохранилась такая острота: «Белые быки шлют привет императору Марку. Если ты опять победишь, мы погибли». Рукоплескания толпы доставляли ему большую радость; не в меру одолевало его желание похвал за самые незначительные поступки; страсть к популярности побуждала его иной раз вступать в беседу с недостойными того людьми.

19. Тем не менее можно было бы признать правильным егособственное утверждение, что богиня справедливости, которая, по словам Арата, подняласьна небо, будучи оскорблена людскими пороками, в его правление опять вернулась наземлю, если бы кое в чем он не допускал произвола и не становился непохожим на себя самого. 20. Изданные им указы, безоговорочно повелевавшие то или другое, или запрещавшие, были вообще хороши, за исключением немногих. Так, например, было жестоко то, что он запретил преподавательскую деятельность исповедывавшим христианскую религию риторам и грамматикам, еслиони не перейдут к почитанию богов 781

21. Равным образом было несправедливото, что ондопускал включение в состав городских советов вопреки справедливости людей, которые были иличужими в техгородах, или же совершенно {337} свободны от

Предыдущая Начало Следующая  
Adblock
detector