ПЛАТОН    ГОСУДАРСТВО    стр. 365

можно его трогать, в какую пору и отчего он
свирепеет или успокаивается, при каких
обстоятельствах привык издавать те или иные
звуки и какие посторонние звуки укрощают его
либо приводят в ярость. Изучив все это путем
обхождения с ним и длительного навыка, тот
человек называет это мудростью и, как бы
составив руководство, обращается к
преподаванию, по правде сказать, не зная
взглядов [большинства] и его вожделений – что в
них прекрасно или постыдно, хорошо или дурно,
справедливо или несправедливо, но обозначая
перечисленное соответственно мнениям этого
огромного зверя: что тому приятно, он называет
благом, что тому тягостно – злом и не имеет
никакого иного понятия об этом, но называет
справедливым и прекрасным то, что необходимо.
А насколько по существу различна природа
необходимого и благого, он не видит и не
способен показать это другому человеку. Скажи,
ради Зевса, не странным ли показался бы тебе
такой воспитатель?

– Мне – да.

– А чем же отличается от него тот, кто
мудростью считает уже то, что он подметил, что
не нравится, а что нравится собранию
большинства самых различных людей – будь то в

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector