ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ ПИСЬМА стр. 110

даны за мнения столь различные, должны считаться как противные. Если бы один и тот же человек считал, что их нужно и казнить и сослать, то они могли бы в силу мне-ния этого одного быть и казненными и сосланными? Можно ли, наконец, считать еди-ным мнение, в котором соединены положения, столь противоположные? (19) Каким образом, наконец, когда один подает голос за казнь, а другой за ссылку, может счи-таться единым мнение, высказанное двумя лицами, если оно не будет считаться еди-ным, хотя его и выскажет один человек?

Разве закон отчетливо не велит разъединять мнения высказавшихся за казнь и за ссылку, приказывая расходиться таким образом: «Те из вас, кто думает таким образом, ступайте в эту сторону; те, кто совсем иначе, идите туда, с кем вы согласны» 9. Рас-смотри, взвесь каждое слово: «Те, кто думает таким образом» — это вы, высказавшие-ся за ссылку; «ступайте в эту сторону», т. е. в ту сторону, где сидит сенатор, подавший голос за ссылку. (20) Из этого ясно, что думающие о смертной казни не могут остаться на этой стороне. «Кто совсем иначе» — ты замечаешь, что закон не довольствуется тем, чтобы сказать «иначе», а еще добавляет «совсем». Можно ли сомневаться, что сторонники смертной казни думают «совсем иначе», чем сторонники ссылки? — «Идите туда, с кем вы согласны» — разве не очевидно, что закон зовет, заставляет ид-ти, толкает в противоположные стороны тех, кто думает по-разному? Разве консул не указывает не только обычной формулой, но и движением руки, где кому должно ос-таться и куда перейти?

(21) Оказывается, однако, что если не сосчитать вместе голоса сторонников каз-ни и сторонников ссылки, то верх возьмет оправдывающая сторона. А какое до этого дело голосующим? Им во всяком случае не пристало всеми способами и всеми средст-вами сражаться против более мягкого решения. Число сторонников казни и ссылки следует сравнить сначала с числом сторонников оправдания, а потом уже между собой. Как в некоторых зрелищах жребий выделяет и ставит в стороне человека, который по-том будет сражаться с победителем10, так и для сенатских схваток бывает первая оче-редь и вторая: то из двух мнений, которое одержало верх, поджидается третьим. (22) И если первое мнение одобрено, то остальные разве снимаются? Каким образом мнения, для которых в дальнейшем не будет места, могут стоять не на одном и том же месте?

(23) Повторю яснее. Если подан голос за ссылку, а сторонники казни сразу же с самого начала пойдут в другую сторону, то напрасно впоследствии будут они разно-гласить с теми, с кем недавно соглашались. (24) Зачем, однако, уподобляюсь я настав-нику? Я ведь хотел узнать, надо ли разделять мнения или голосовать каждое предло-жение в отдельности?

Я добился того, чего требовал. Тем не менее я хочу знать, должен ли я был это-го требовать? Каким образом я добился? Настаивавший на применении смертной каз-ни, уступая то ли закону, то ли справедливости моего требования, отказался от своего мнения и перешел к сторонникам ссылки: он, несомненно, испугался, что если голоса станут считать отдельно, как это, казалось, и будет, то численно превысят голоса сто-ронников оправдания. Последних было гораздо больше, чем сторонников двух других решений. (25) Тогда те, кого он перетянул к себе своим авторитетом, оставленные им, отказались от мнения, оставленного своим виновником, и последовали как за перебеж-чиком за тем, за кем они следовали как за вождем. (26) Таким образом, из трех мнений образовалось два, а из двух удержалось одно; третье оказалось исключено, так как, не будучи в силах побороть оба, оно выбрало себе победителя. Будь здоров.

15

Плиний Юниору1 привет.

(1) Я завалил тебя сразу целой грудой свитков, но завалил, во-первых, потому, что ты этого требовал, а затем потому, что ты писал мне о том, что скуден у вас сбор винограда2: да будет мне известно, что тебе, как говорится, выдастся часок почитать

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector