Главная / Библиотека / ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ ПИСЬМА стр. 246

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ ПИСЬМА стр. 246

нескольким надписям.

3 …выбрал меня… в свои патроны… — Провинциальные города, чтобы иметь в Риме представителей своих интересов и ходатаев, выбирали в качестве покровителей, «патронов», знатных и влиятельных людей. Им оказывали, разумеется, всяческие зна-ки почтения: торжественно встречали, являлись на дом и т. п. Патроном Тиферна был выбран, вероятно, дядя Плиния; племянник занял его место после смерти дяди (79 г.). Ему было тогда около 18 лет и он совсем недавно надел тогу взрослого. Число патро-нов и возраст их не были ограничены законом.

4 …я постановил отпраздновать его пиршеством… — Освящение храма или ка-кого-либо другого здания было очень торжественной церемонией. В день освящения магистрат, которому было поручено «освятить храм» (в данном случае это был глава городского совета, а может быть и сам Плиний) приходили к храму в сопровождении жрецов и множества зрителей. Главный жрец громко и отчетливо произносил освяти-тельную молитву, освящающий повторял за ним слово в слово, держась при этом обеими руками за дверной косяк. Все присутствующие хранили благоговейное молча-ние. Затем приносилась жертва и устраивалось пиршество для народа. Эти пиршества представляли собой религиозный акт, обязательный при посвящении храма. В нем принимал участие весь город: Форум был заставлен столами. И еда и сервировка были определены строгим ритуалом, установленным со времени седой древности: посуда подавалась глиняная; угощение состояло из хлеба, пирогов и фруктов.

Письмо 2

1 Аттий Клемент — ближе не известен.

2 Регул — см. I.5, прим. 2.

3 …отказался от отцовской власти над ним, чтобы сделать его наследником матери… — По римским законам дети находились в полной зависимости от отца, имевшего «такую власть над своими детьми, которой нет ни у одного другого народа» (Гай I,55). Отец имел право продать и убить сына; сын не мог иметь никакой собствен-ности: все, что он приобретал или наследовал, принадлежало отцу. Отец мог добро-вольно отказаться от своей власти над сыном — эмансипировать его (emancipare). Эмансипация происходила в форме троекратной продажи (mancipare) сына, сопровож-давшейся троекратным отпуском на волю. После этого сын, по закону XII таблиц, вы-ходил из-под власти отца. Если бы мать мальчика завещала ему свое состояние, а он не был «эмансипирован», то состояние это стало бы собственностью Регула, чего, види-мо, жена его, разведшись с ним, и не хотела.

4 У мальчика было много лошадок… были собаки… были соловьи, попугаи, дроз-ды…— Любопытное свидетельство о том, чем развлекались дети богатых родителей — «лошадки» — mannuli — галльская порода малорослых лошадей, вроде пони. — По представлению древних, умершего ждала за гробом жизнь, похожая на его земную. Поэтому в могилу клали одежду, украшения, пищу, питье. Воину давали с собой его оружие, ремесленнику его инструменты, ребенку игрушки — в костер бросали то, что любил покойник. Регул устроил сыну настоящую тризну.

5 …а берег захватил под свои статуи. — Богатые люди разбивали при своих домах на окраинах города большие парки. Они бывали уставлены статуями, ср. парк Домиция Тулла со множеством статуй (VIII.18.11); или виллу императора Адриана. «Оригинальность» Регула была в том, что он ставил статуи, изображавшие его самого.

6 В самое нездоровое время он не дает покоя городу… — Рим был расположен в нездоровой местности; малярия свирепствовала в нем с конца лета, когда, по словам Горация, «каждый отец и мать бледнеют за своих детей» (Письма I, 7, 7). Все, кто мог, уезжали на это время из города. Желавшие показать Регулу свое сочувствие, вынужде-ны были оставаться в Риме.

Письмо 3

Предыдущая Начало Следующая  
Adblock detector