ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ ПИСЬМА стр. 252

взятка — все пускалось в ход, и часто во главе школы оказывался человек недостой-ный. Плиний предлагает родителям открыть в Комо «родительскую школу»: выбор учителя будет зависеть не от городского совета, а от самих родителей, забота о собст-венных детях сделает их выбор особо внимательным; не захотят они и тратить своих денег даром. Разговор о школе завязался, вероятно, случайно: жители Комо пришли, как того требовал этикет, приветствовать своего знаменитого земляка, и Плиний обра-тил внимание на подростка еще в претексте (в тоге с красной каймой, которую носили до совершеннолетия). Интересны основания, которые Плиний приводит, указывая на выгодность своего плана: соображения чисто хозяйственные («дома меньше расхо-дов») сочетаются с заботой о поддержании чистой нравственной атмосферы, в которой будут расти дети, и указанием на важность родительского за ними присмотра. Инте-ресны и замечания самого Плиния, вкрапленные в этот деловой разговор: он хорошо знает человеческую душу, занятую только собой и своим («небрежные к чужому»…) и в то же время способную к такому чистому, бескорыстному чувству, как любовь к сво-ему родному городу. Эта любовь италийца к «малой родине», к этому единственному углу на земле, где он впервые почувствовал всю сладость домашнего очага, увидел всю красоту мира, засвидетельствована множеством надписей, рассказывающих о том, что сделал для своего родного города тот или другой его уроженец. Можно сказать, что, когда Плиний говорит о любви к своему городу, устами его говорит вся древняя Ита-лия.

4 …высмотри, кого бы прельстить учительским местом. — Вокруг Тацита, как и вокруг Плиния, собирался кружок Studiosi: крупные ораторы, как и крупные юристы, были и советниками и учителями приходившей к ним молодежи. Учителя с устано-вившейся репутацией, вроде Юлия Генитора, в Комо, конечно, не поехали бы, но для начинающего жизнь юноши учительское место могло быть весьма желанным. Прося Тацита подобрать учителя для Комо, Плиний целиком полагался на его оценку. В IV в. миланские декурионы с подобной же просьбой обратились к Симмаху — человеку, из-вестному своей литературной и политической деятельностью. Он прислал им Августи-на («Исп.» 4, 13).

5 …пусть они обсуждают, пусть выбирают. — Если бы претендентов на учи-тельское место приехало несколько, то между ними устраивали своего рода конкурс.

Письмо 14

1 Патерн — см. I.21.

2свои гендекасиллабы…— Стихотворный размер, которым писали стихи само-го разнообразного содержания. В переводе «гендекасиллаб» значит «одиннадцатисло-говой». Схема этого размера:

∪∪ — ∪∪ — ∪ — ∪ — —

Его ввел в римскую поэзию Катулл, заимствовавший его от александрийцев. Писание стихов в это время стало некоей модой: старые почтенные консуляры вроде Вестриция Спуринны и Аррия Антонина пишут стихи; ими «забавляется» Плиний. Те же темы, которые перечисляет Плиний, найдем и в поэзии Марциала.

3 …легкой мысли нескромная усмешка.— Катулл 16. Так же извинял вольность своих стихов Марциал, Овидий. Тр. 2,354; Апулей. Апол. 11.

Письмо 15

1 Миниций Фундан — близкий друг Плиния: I.9; V.16; V1.6; друг Плутарха, два-жды им упоминаемый; сменил Плиния в должности префекта Сатурновой казны, кон-сул 107 г. Ему, проконсулу Азии в 124—125 гг., был направлен эдикт Адриана о хри-стианах (Евсевий. Церк. ист. 4,9,1—3). Родом из Цизальпинской Галлии.

2 Л. Азиний Руф — (вероятно) легат Кв. Помпония Руфа, проконсула Африки в 109—110 гг.

3в наш век выгодной бездетности… — О выгодном положении бездетного че-

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector