ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ ПИСЬМА стр. 254

еще неизвестными, рассказывает о той жизни, которая идет за стенами дома. Он за-ставляет ее учиться дальше. Плиний, конечно, рассказывал своей юной жене, в каком деле он выступает, почему берет на себя роль защитника, объяснял ей значение реци-таций, говорил о своих занятиях литературой. Ответом было восторженное преклоне-ние, наивное и трогательное. Отношение самого Плиния к жене проникнуто часто римским пониманием брака: римлянин видит в жене подругу и соучастницу всей жиз-ни, но таковой она может стать только если его внутренняя жизнь, его умственные ин-тересы будут ей понятны и станут близки. Создать это духовное единство и стремился Плиний, видя в нем прочный фундамент для крепнущего единодушия.

3 Ты почитала мою мать…— Плинию, сестру Плиния Старшего.

Письмо 20

1 Новий Максим — сын или брат Д. Новия Приска, консула 78 г.

2 …печаль прибавила силы и горечи.— Эпитеты и такие слова, как «горечь», «скорбь», заставляют думать о политическом памфлете. Направлен он был против вра-га Максима Планты? См. IХ.1. Это произведение ходило по рукам (V.5.7) и Максим читал его, рассчитывая опубликовать.

Письмо 21

1 Велий Цериал — ближе не известен.

2 Дочери Гельвидия — Приска Младшего. Они, видимо, недавно вышли замуж, и это были их первые роды.

3 Моя любовь к их покойному отцу крепка и неизменна; ее засвидетельствовали и моя речь и мои произведения. — Плиний обвинил в суде Публиция Церта, доносчика, погубившего Гельвидия, и написал речь «Отмщение за Гельвидия».

4 …остается теперь один сын… — Дальнейшая судьба сына неизвестна.

Письмо 22

1 Семпроний Руф. — О нем известно только, что он был консулом 113 г.

2 …я член его совета… — Это письмо (VI.22 и 31) — главный источник озна-комления с этим «consilium principis — «советом принцепса»: в его состав, который не был постоянным, входили опытные администраторы и государственные люди, сенато-ры и всадники; император (здесь имеется в виду Траян) созывал его по каким-либо случаям, требовавшим обсуждения, но волен был принять или отвергнуть поданный совет.

3 Виенцы справляли у себя «гимнический агон»… Требоний Руфин его… запретил навсегда. — Главный город в Нарбонской Галлии на левом берегу р. Роны. — В обычае древних было, умирая, увековечивать память о себе в родном городе каким-нибудь да-ром: оставляли деньги на сооружение какого-либо общественного здания или храма, на устройство ежегодного поминального обеда, на который приглашался весь город; на гладиаторские игры. Южная Галлия с давних пор находилась под сильным греческим влиянием, и покойный виенец завещал устроить агон греческого типа, т. е. состязания в музыке и поэзии и в атлетических выступлениях. Такие агоны устраивали Нерон и Домициан, и они вызвали в римском обществе взрыв негодования. Тац. Анн. 14, 20—21; Пл. Ест. ист. 15. 19; 29, 26—27: Марц. 7,32; молодежь готовилась к ним под руко-водством учителей-греков в «гимнасиях», которые считались училищами безделия и разврата. Требоний Руфин, римлянин старого закала, запретил «гимнический агон». Он был во Виене дуумвиром (во главе городского совета стояло два дуумвира) и явно пре-высил свою власть, действуя единолично, не созвав городского совета, который своим декретом принял и утвердил дар завещателя.

4 Юний Маврик — см. I.5. Он имеет в виду Quinquennalia, учрежденные Доми-цианом: состязания в музыке и поэзии, конные и гимнастические. Свет. Домиц. 4.

5 Вейентон — был видной фигурой при Флавиях: трижды консул. И Плиний и

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector